Андреас Фрич «Обучение устной речи на латыни...». Чтение вслух

 

Фрич, Андреас «Обучение устной речи на латыни:
история, задачи возможности»
.

Перевод с немецкого А.  Г. Следникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очевидно, что сегодня осмысленное чтение вслух текста учителем и учеником, с соблюдением правильного ударения и количества слога, пока еще находится в наименьшей опасности. Несмотря на это, и оно уже не пользуется безусловным признанием в повседневной школьной практике. Встречаются учителя, которые считают «корректное» чтение вслух текстов и без того «мертвого» языка бесперспективным и, в принципе, излишним. Свою позицию при этом они подкрепляют исключительно научно-историческими фактами.

И действительно, «осмысление условий древности породило в XIX в. своего рода stupor, отбив на какое-то время всякое увлечение Античностью. При самом непосредственном соприкосновении с истоками… через познание инаковости Античности возрастал нигилистический пафос, а ощущение пропасти, отделявшей традиции древних от нынешнего века книжной индустрии, вызвало в филологической науке тот скепсис, когда вопросы произношения и дикции должны были раз и навсегда потерять свою значимость. Ведь всякое возрождение звучащей античной речи все равно было обречено на неудачу. Таким образом, стало господствовать убеждение, что лишь представления квалифицированного знатока, только сила воображения историка способны воссоздать дух минувшего, органы чувств при этом не задействуются. Это и заставляло умолкнуть дилетантов с их страстным порывом к подлинному познанию истины, — умолкнуть после того, как они осознавали это обстоятельство. Такое молчание, возможно, сродни былой немоте читателей на исходе античной эпохи. Но подобное замалчивание сокровенной сути весьма скоро завершается узколобым консерватизмом, инертной полудремой, угасанием всякого жизненного начала».

Если предметом нашей заботы является vivacitas античного слова, то это еще и потому, что «античная литература вообще была построена на эвфонии, ориентирована на чтение вслух». «Чтение про себя было редкостью на протяжении всей античной эпохи, включая и позднюю Империю. Вслух читали и будучи в одиночестве, но еще больше любили слушать чтение слуги».

В последние десятилетия было предпринято множество усилий к реконструкции первоначального латинского произношения, при этом результаты научных исследований полностью обеспечивают нужды школьного обучения.

 

О книге Андреаса Фрича «Обучение устной речи на латыни:
история, задачи возможности» 
читайте в каталоге книг ГЛК