Д. Дилите. Черты индоевропейской мифологии / Античная литература

 

Из книги Д. Дилите

Античная литература
Пер. с литовского Н.К. Малинаускене

ISBN 5-87245-102-4
ГЛК, 2003. Обложка, 487 стр. Цена 150 р.

Подробнее о книге

 

Черты индоевропейской мифологии

Приручив коней в степях Поволжья, индоевропейцы прибыли в Европу с поднятыми мечами в руках. Это были не оседлые земледельцы, а кочевые животноводы, прославлявшие войны, грабежи, насилие. Прибыв в Европу, они стали оседлыми, но не отказались от военных походов и строили дома-крепости и замки-крепости. В их обществе господствовали мужчины, гордившиеся походами, силой, властью, полностью подчинившие и обесценившие женщин. Индоевропейцы принесли продолжающийся до сих пор и распространенный по всей Европе патриархат. Их Бог связан со светом, небесными телами, оружием и конями, здесь создают и правят только мужские божества. Ж. Дюмезиль [5], сравнивая богов различных индоевропейских народов, пришел к выводу, что для этой религии характерна троичность, по его мнению, отражающая три слоя жителей: жрецов, воинов и животноводов. Примерами таких триад могут быть греческие Зевс, Посейдон, Аид; индийские Митра, Варуна, Индра; римские Юпитер, Марс, Квирин; литовские Перкунас, Диевас, Велинас; прусские Патримпас, Перкунас, Патулас. Т. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов доказывают, что в индоевропейском пантеоне не три, а два важнейших бога: бог светлого неба и грома и бог войны [42, II, 792].