М. фон Альбрехт. История римской литературы. Вторая глава: II. поэзия. A. Эпос и драма. ПЛАВТ. Жизнь, датировка

 

Михаель фон Альбрехт. История римской литературы
От Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи
Перевод с немецкого А.И. Любжина
ГЛК, 2003. Том I. 

Примечания, библиографию, хронологическую таблицу,
список сокращений смотрите в печатном издании книги

 

 

 

Мы не знаем в точности, было ли у Тита Плавта из Сарсины (Умбрия) родовое имя Макций, засвидетельствованное также в Помпеях. Он сам называет себя Макком (Asin. 11), по одной из фигур народного театра (Maccus — что-то вроде Гансвурста (Петрушки)), а именно ателланы, то ли в шутку, то ли (как и в пьесе Mercator, prol. 9 сл.) вспоминая прошлое, свою постановку ателланы. Поскольку все три имени напоминают о фарсе, может быть, мы имеем дело с псевдонимом. Он умер в 184 г. до Р.X. (Cic. Brut. 60), причем именно в Риме (Hier. chron. а. Abr. 1817). Поскольку он дожил до старости (Cic. Cato 50), он, должно быть, родился до 250 г. до Р.X. Ему пришлось для заработка стать театральным рабочим, потом он потерял свои деньги в торговле и стал работать на мельнице; там якобы были написаны три его пьесы (Варрон у Геллия 3,3,14). Как бы то ни было, нет никакого сомнения в многосторонности его жизненного опыта и в знании сцены, как и в его греческой образованности, которую он должен был приобрести сам, может быть, под влиянием примера Ливия Андроника и Невия.

Плавту приписывали примерно 130 пьес; из них грамматик Л. Элий Стилон считал несомненно подлинными двадцать пять, а его ученик Варрон двадцать одну комедию. Датировка на основе сохранившихся в Codex Ambrosianus (А) античных показаний о первых постановках (дидаскалии) возможна для пьес Stichus (200 г. до Р.X.) и Pseudolus (191 г. до Р.X.). Свидетельство Цицерона называет — наряду с Псевдолом — произведением последних лет жизни также пьесу Truculentus. Miles, как показывает стих 211, приходится на последние годы жизни Невия, который старше Плавта одним поколением, т.е. на 206–201 гг. до Р.X., может быть, эта драма была поставлена как ведущий номер на семикратно справлявшихся Плебейских играх в 205 году. Cistellaria создана до конца второй Пунической войны (prol., 201 ел.), Trinummus (стих 990) — самое раннее в 194 г. до Р.X. Epidicus упомянут в драме Bacchides (стих 214), т.е. старше. Позднюю датировку пьес Persa, Pseudolus и Casina подтверждают пародийные реминисценции на премьеру Антиопы Пакувия, чья карьера начинается только в последние годы жизни Плавта.

С методической точки зрения привлекательна задача датировки пьесы Mostellaria. В ней идет речь о новоизбранных должностных лицах (ст. 941); эти последние тогда приступали к исполнению своих обязанностей 15 марта. В качестве срока постановки, таким образом, мы можем иметь дело только с Ludi Megalenses (апрель); а в эти игры театральные представления стали устраиваться со 194 года (Liv. 34, 54, 3). Следовательно, этот год для Мостелларии — terminus а quo (если это подлинный стих и его нужно отнести к римскому контексту).

Все остальное не столь достоверно. Прежде всего позволяют самые различные интерпретации параллельные места. Еще менее надежны стилистические критерии, поскольку разница стиля может быть обусловлена переменчивыми внешними обстоятельствами, оригиналами и настроением автора. С этими оговорками можно установить следующие критерии: увеличение числа лирических партий6, придаточных предложений, уменьшение количества речитативов (длинных стихов), более искусное ведение интриги, лучшая обработка роли хитрого раба, прогрессирующее развитие тематических связей при помощи образных представлений, увеличение доли римских элементов. Ценность подобных различий — отвлекаясь от недостаточно надежных хронологических результатов — заключается в том, что она сосредоточивает наше внимание на эстетических особенностях Плавта.