Законы Хаммурапи. XVIII в. до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хаммурапи — вавилонский царь, первый известный законодатель.

Во введении к своим законам он говорит: «Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне — городе, главу которого вознесли Анум и Эллиль, и в Эсагиле — храме, фундамент которого прочно установлен, точно небеса и земля, — судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением».

 

1. Законы о __________________

(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель
его должен быть убит.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить, а сумму денег, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить сам и в 12 раз больше; кроме того, в собрании людей его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде

(§ 192) Если приемный сын сказал отцу, воспитавшему его, и матери, воспитавшей его: «Ты немой отец, ты не моя мать», то ему должны отрезать язык

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 198) Если он выколол глаз неполноправному или переломил кость неполноправному, то он должен отвесить 1 мину серебра.

 

  • Допиши заголовок: о чем же идет речь в этих законах?

  • Расскажите, как происходил суд в Вавилонском царстве! (Какие были способы установить, говорит ли человек правду? Какие требования предъявлялись к судьям. где записывали решения суда?)

  • Как вы думаете, почему в начале своих законов Хаммурапи поместил именно законы о судьях?

 

2. Законы о __________________

(§ 26) Если воин, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот воин должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом.

(§ 27) Если воин в крепости царя был взят в плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и этот другой нес его службу, то если первый воин вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу.

(§ 28) Если сын воина, взятого в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца

(§ 32) Если торговый агент выкупил воина, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп.

(§ 34) Если сотник или десятник забрал добро воина, притеснил воина, отдал воина в наем, предал воина сильному в суде или забрал подарок, который царь дал воину, то этот сотник или десятник должен быть убит

 

  • Допиши заголовок: о чем же идет речь в этих законах?

  • Расскажи о вавилонской армии: чем занимались солдаты в мирное время?

  • Как относились вавилонские правители к своей армии, защищали ли солдат от притеснений?

 

 

3. Законы о __________________

(§ 7) Если человек купил из рук ребенка или раба либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек — вор, он должен быть убит.

(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра. Если же он лечил раба, то хозяин раба даст ему 2 сикля.

 

  • Допиши заголовок: о чем же идет речь в этих законах?

  • Что вы узнали о вавилонских рабах? Почему за кражу вещи, животного и раба наказывают одинаково?

  • Законы Хаммурапи часто наказывают свободных людей смертной казнью, а рабов – никогда. Значит, рабам жилось лучше, чем свободным?

  • Почему, как вы думаете, земледельца и его семью делали рабом только на 3 года, а не пожизненно?

 

 

4. Законы о __________________

(§ 53) Если человек не укрепил плотину на своей земле, и в ней образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

(§ 244) Если человек нанял вола или осла, и лев убил его в степи, то убыток — только хозяина животного.

(§ 245) Если человек нанял вола и убил его нерадивостью или побоями, то он должен возместить вола за вола хозяину вола.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось (?) в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.

(§ 240) Если весельное судно ударило парусное судно, и потопило его, то судовладелец, чье судно было потоплено, может клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и судно, шедшее против течения, которое потопило судно, шедшее по течению, должно возместить ему его судно и все погибшее у него.

 

  • Допиши заголовок: о чем же идет речь в этих законах?

  • О каких занятиях древних вавилонян вы узнали из этих законов?

  • Защищают ли законы имущество простых людей?

  • Как вы думаете, почему есть закон о наказании владельца весельного судна, но нет – о наказании владельца парусного судна?

 

Текст адаптирован для младшего возраста В.И.Уколовой. 

Оригинал (в переводе В.А.Якобсона, обработка А.А. Немировского): 

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm