Дж. дель Плано Карпини. История монголов, называемых татарами

 

 
 
 

Дж. дель Плано Карпини, архиепископ.

Родился около 1182 г. в итальянском городе Пьян-дель-Карпине. Монах. В 1246-1247 гг. по заданию Римского папы Иннокентия IV посетил Золотую Орду и, таким образом, оказался первым европейцем, которому довелось увидеть монголов. Свое путешествие он описал в большой книге «История монголов».

 

  • Как вы думаете, зачем Римскому папе потребовалось отправлять послов к татарам? что он хотел разведать?

  • Прочтите отрывок из сочинения Плано Карпини. Подумайте над вопросами:

  • Отмечает ли Плано Карпини какое-то сходство религии монголов и христианской религии?

  • Как вы думаете, можно ли назвать монголов язычниками? Подчеркните в тексте предложения, которые подтверждают вашу мысль.

  • Стремятся ли монголы обратить покоренные народы в свою веру?

  • Почему монголы заставляли всех послов проходить через два костра?

  • Почему Батый велел казнить князя Михаила?

 

История монголов, называемых татарами

Гл. 3. О верованиях татар

 

Они веруют в единого Бога, которого признают творцом всего видимого и невидимого, а также и признают его творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами, или каким-либо обрядом. Тем не менее у них есть какие-то идолы из войлока, сделанные по образу человеческому, и они ставят их с обеих сторон двери… Других же идолов они делают из шелковых тканей и очень чтут их…

Вышеупомянутым идолам они приносят прежде всего молоко всякого скота, и обыкновенного, и вьючного. И всякий раз, как они приступают к еде или питью, они прежде всего приносят идолам часть от кушаний и питья.

Они делают идол для императора и с почетом ставят его на повозке перед ставкой… и приносят ему много даров… В полдень также они поклоняются ему как Богу и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены.

…Недавно случилось, что Михаила, одного из великих князей Русских, который отправился на поклон к Бату (Батыю), они заставили сперва пройти между двух огней; а после они сказали ему, чтобы он поклонился… Чингис-хану. Михаил ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И Бату неоднократно приказывал ему поклониться, а тот не хотел, и тогда Бату передал ему через сына его Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Михаил ответил, что лучше желает умереть, чем сделать неподобающее. И Бату послал одного своего телохранителя, который бил его… так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: «Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие». После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом.

Сверх того, они набожно поклоняются солнцу, луне и огню, а также воде и земле… И так как они не соблюдают никакого закона о богопочитании, то никого еще, насколько мы знаем, не заставили отказаться от своей веры или закона, за исключением Михаила, о котором сказано выше. Что они станут делать дальше, не знаем; некоторые, однако, предполагают, что если Татары получат единовластие, - да отвратит это Бог, - то они заставят всех поклоняться этому идолу.

… И, говоря кратко, они веруют, что огнем все очищается; и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла.

 

 

 

Текст приведен по изданию: Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов / Пер. А.И. Малеин. М. 1957.

Электронный ресурс: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Karpini/frame3.htm