К.С. Сорокина. История России с древнейших времен до монгольского владычества

Д Л Я   С Л А Б О В И Д Я Щ И Х

5 класс. Первая четверть

На уроке нужны:

  • учебник Е.В. Пчелова для 6 класса
  • тетрадь для записей
  • тетрадь-словарик (можно составлять словарик в тетради для записей)
  • тетрадь 12 л. для контрольных работ (хранится у учителя)

В первой четверти (16 уроков) планируется изучить вспомогательные исторические дисциплины
и историю народов, населяющих территорию современной России, до образования
древнерусского государства (IX в.).

 

Вводное занятие

В ходе беседы с учителем определяем хронологические рамки курса
(с древнейших времен до XIII в.) и его содержание (что за Россия имеется в виду).

Ученики приходят к выводу, что будут изучать историю народов, населявших
в разное время территорию России.

Определив, что будем изучать, начинаем говорить о том, как это изучать.

 

Переход к разделу «Как изучают историю» (8 уроков)

1. Археология и вспомогательные исторические дисциплины (4-5 ч.)

Используя знания из курса истории Древнего мира, вспоминаем, что изучает археология
и как она может пригодиться для изучения истории России.

  • Какие периоды она изучает и какие предметы?
  • Как добываются эти предметы?

Ученики готовят сообщения о самых известных археологических открытиях
или о своем участии в раскопках.

Просмотр фильма о подводной археологии

  • Как применяются в работе археологов новые технологии? 
  • Как археологи сотрудничают с историками?
    (кабинетные ученые и полевые исследования; 
    археология как самостоятельная наука о древнейших
    бесписьменных эпохах и как помощница историков).

Историческая наука и вспомогательные исторические дисциплины:

историку нужны все возможные источники, но они настолько разные,
что один человек не сможет их в равной степени добросовестно и детально изучить.
Поэтому есть специалисты, которые изучают только один вид источников.

Вспомогательные исторические дисциплины – это отрасли исторической науки, которые исследуют:

  • исторические источники только одного вида (нумизматика – монеты,
    сфрагистика – печати, геральдика - гербы)
  • или только одну определенную сторону формы и содержания разных исторических источников
    (метрология изучает меры веса, длины и объема, генеалогия – родословные, палеография –
    историю и формы письма).

«Разбираем находки»

Какие из найденных предметов археологи исследуют сами, а какие отдают специалистам? –
переходим к рассмотрению вспомогательных исторических дисциплин
(нумизматика, сфрагистика, геральдика, ономастика, эпиграфика).

 

2. Антропология и этнография (2 ч.)

А если археологи находят человеческие останки, мумии? – начинается работа антропологов,
которые могут рассказать, как выглядел человек, сколько лет он жил, чем занимался, чем питался, чем болел и т.д.

«Молчат гробницы, мумии и кости… лишь слову жизнь дана»

Какие слова сохраняют память об исторических событиях?
подводим учащихся к выводу, что — в народных песнях, сказаниях и сказках.

Если будут ответы про летописи, то говорим, что письменность появилась не сразу;
как же хранилась память до ее появления? – в устной традиции определенного народа,
которые предстают как традиции семейные, городские, и пр.; при этом обращаем внимание на то, 
что именно в силу того, что запись этих устных преданий производится не сразу,
они обычно доходят для нас в поздних переработках.

Итак, люди, изучающие фольклор, традиции и обряды народов, называются этнографами.
Первые известные нам этнографические описания появляются у греков в VI-V веках до Р.Х.
(возможно, прочтем отрывок из Геродота).

Наглядное представление о работе этих ученых:

  • Читаем сказание (текст прилагается).

Первое представление о критике источника:

  • Как вы думаете, действительно ли событие происходило именно так, как рассказано?
  • Ищем приметы того или иного жанра, который может вызвать свойственные этому жанру
    выражения, образы, преувеличения, сказочные элементы, etc.

 

3. Генеалогия (2 ч.)

Только ли народ является хранителем традиций? есть ли семейные традиции,
семейная память? Память о знаменитых предках?

Этими вещами занимается наука генеалогия.

Задание на дом:

Узнать историю своей семьи, нарисовать генеалогическое древо. 
Делается письменно, желающие выступают с устными сообщениями.

 

4. Письменные источники. Летописи (2 ч.)

И вот, мы понаблюдали за тем, как устная традиция вашей семьи оказалась записана.
Что-то подобное происходило в старину: рассказы начинали записывать, потому что боялись
уже не удержать в памяти. Составлялись подробные родословия (ссылка на Библию и ПВЛ).
Родословия продолжались до момента, когда их записывали, а что дальше?
Надо, наверное, записать, что происходит сейчас.

Как появляются летописи, зачем они потребовались 

При составлении летописей важнейшую роль играло наличие жанровых прообразов
прежде всего на греческом языке, с которыми были знакомы летописцы
(византийские хроники, о которых упоминает и Нестор), и государственная необходимость.

Как вы представляете себе работу летописца? откуда он получает сведения о событиях?
Какие тексты могли служить и служили в то время образцом для летописца
(указания Повести временных лет)?

Летописцы часто работают на свое княжество, много записывают с чужих слов и не всегда
могут проверить полученные сведения.

Проблема объективности 

Ученики должны представлять, что такое объективность и критика источника.
Как искать научную истину: сравнивать с другими источниками, с археологическим материалом.

Представление об анализе текста:

читаем адаптированный отрывок из Повести Временных лет (происхождение славян),
заглядывая в оригинал.

Пытаемся разобраться, откуда у летописца все эти сведения и насколько они верны.

Библия как самый авторитетный источник знания для летописца; хроники ромеев. 
Оригинальные и переводные исторические труды рассматриваемого периода.
Важность греческих и латинских источников для историка России.

Давайте вспоминать, чем мы вооружены теперь и какие дисциплины помогают нам
устанавливать историческую истину.

 

Контроль знаний

Понятия: исторический источник, виды исторических источников, критика источника.

На каких языках составлены важнейшие источники по древней истории России?

Археология, антропология, этнография.

Что изучают перечисленные выше науки, с какими видами источников работают?

 

Для самостоятельного чтения:

Майков А.Н. Введение в историю. 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2013.
Петрова Н.Г. Введение в историю/ Книга для чтения для учащихся 5 класса. М.: Русское слово, 1998.