«"Троица" преподобного Андрея Рублева». Татьяна Артюхова. 1997

 

К двадцатипятилетию Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина

Журнал Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина. Выпуск 3

1997

Над этим выпуском журнала работали: Марина Георгиевна Алхазова — сбор материала и редактирование; 
Виталий Егорович Сусленков
 — помощь в оформлении

 

 

Андрей Рублев — русский художник конца XIV — первой трети XV века, создатель фресок, икон, миниатюр. Был известен при жизни, знаменит после смерти, прославляем с XV века. В шестнадцатом, после Стоглавого собора 1551 года, его работы становятся обязательными образцами для подражания.

Реальных исторических сведений об Андрее Рублеве сохранилось мало. Ничего не известно о времени и месте его рождения (вероятно, около 1360 года). Первое упоминание о нем — в 1405 г.: по сведениям в летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Предполагают, что в монахи Рублев был пострижен в Троицком монастыре, где жил во времена Никона Радонежского (игумена монастыря после смерти преподобного Сергия Радонежского в 1392 году). В 1408 г., по свидетельству летописи, расписывает пострадавший от татарского разгрома в конце XIV века Успенский собор во Владимире, вместе с Даниилом Черным. В 20-е годы XV в., как сообщает «Житие Сергия Радонежского» оба мастера расписывают церковь Святой Троицы в Троицком монастыре (построена в 1423-24 гг. вместо старой деревянной на месте гроба св. Сергия. Последняя работа Андрея Рублева — роспись церкви Спаса в Спас-Андрониковом монастыре в Москве ок. 1428 г. Умер Андрей Рублев 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре (дата установлена исследователем П.Д. Барановским по копии XVIII века с надписи на утраченной теперь плите).

В своем творчестве Андрей Рублев воспринял главные традиции византийского искусства XIV века, которое он знал и по работам греческих мастеров на Руси, и по созданиям Феофана Грека, вместе с которым работал в Москве. Образы Андрея Рублева похожи на византийские, но главное в них — доброта и кротость. Если смотреть отвлеченно, то все линии правильные, все пропорционально, лики живые, очень человеческие, даже соответствуют русскому типу, с некрупными чертами лица. Но все образы находятся в тишине, в созерцании, они как-бы смотрят в вечность. В то же время в них присутствует много доброты, смирения. Глаза, хотя и небольшие, притягивают к себе взгляд. На иконах не только лежит свет, они как будто его излучают. Все линии, наклоны и выражения ликов мягкие, округлы, замкнуты, что умиротворяет и настраивает на молитвенное созерцание.

Самая знаменитая и прославленная икона преподобного Андрея Рублева — «Троица ветхозаветная», одна из великих святынь Руси (написана, вероятно, ок. 1426-27 гг.).

В иконе «Троица» пребывают гармония и единство. В центре композиции, на престоле, - Жертвенная Чаша, а силуэты ангелов ясно повторяют ее очертание. Склоненные друг к другу головы ангелов, их нимбы, округлые очертания крыльев, а за ними — изгиб холма и дерева, — все образует сферу. И на какую бы часть композиции мы не посмотрели, наш взгляд непроизвольно скользит дальше. Повторяемость чувствуется не только в формах, ко и в цветах. Ярко-синий цвет хитона среднего ангела повторяется в складках одежды и в хитонах других ангелов и сочетается с нежно-зеленым цветом плаща и общим зеленоватым цветом фона. Вся икона выражает согласие, спокойствие и мир. Икона вся излучает свет. Одежды написаны простыми ровными линиями, но так, что кажутся хрупкими, как бы стекающими вниз светящимися потоками.

Во всех образах Андрея Рублева — полное спокойствие, глубина, одухотворенная красота, настраивающие душу на молитву, в линиях и цветах — нежность, мелодичность, совершенство.

Артюхова Татьяна

 

Примечание. Споры о реальных сохранившихся работах Рублева в науке о древнерусском искусстве продолжаются. В настоящее время связать с именем мастера можно только фрески Успенского собора во Владимире («Страшный Суд») и «Троицу», о которых сохранились исторические сведения. Рублевскими можно также считать фрески в Успенском соборе на Городке, Звенигородский чин (иконы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла из Третьяковской галереи), икону Богоматери Умиление (из г. Владимира), миниатюры Евангелия Хитрово. Работа Тани Артюховой не претендует на полноту научной информации и анализа, ко является попыткой понять содержание произведения.

В.Е. Сусленков

 

Спасский собор
Андроникова монастыря

Памятник Андрею Рублеву
в Спас-Андрониковом
монастыре

Фотографии С. Беленькой