«К столетию «Мира Искусства» (1898–1998): Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов». Анастасия Петрова (8 класс). 1998

 

 

В.Э. Борисов-Мусатов «Гобелен». 1901. ГТГ

 

В Саратовском реальном училище, куда Борисов-Мусатов был определен в 1881 году в возрасте одиннадцати лет, на мальчика сразу же обратили внимание учителя рисования. У В.В. Коновалова Мусатов получил первые навыки рисования и писания маслом. В период учебы в Саратове Мусатовым был создан в 1886 году этюд «Окно». В этюде изображено окно флигеля, где жила семья Мусатовых в Саратове. Художник подробно и точно воспроизводит на холсте все мелкие планки ставен, белые крашеные рамы, чисто вымытые стекла с отражением неба, ветви и листья растений, аккуратные занавески.

В 1890 году Мусатов (тогда ему было 20 лет) решил, что должен получить хорошее образование в столичных художественных школах. В течение двух лет он учился в Москве и Петербурге. И вот, в летних работах 1890-х годов он стремится выразить свои новые впечатления. Летом 1894 года была создана его первая законченная картина «Майские цветы». Она была куплена сразу же с XVII выставки ученических работ Московского училища. Картина «Майские цветы» изображает двух девочек, котрые играют в мяч на лужайке. Борисов-Мусатов изобразил момент игры: одна из девочек подняла мяч и собирается бросить его другой, но движение как будто останавливается — красный мяч (в самом центре картины) застывает в воздухе.

С целью дальнейшего совершенствования Борисов-Мусатов едет осенью 1895 года в Париж. А до этого, летом, путешествуя по Кавказу и Крыму, в этюдах художник продолжает свои поиски красоты. Париж, где Мусатов пробыл с 1895 по 1898 год, сыграл очень важную роль в его творчестве. Мусатова привлекли импрессионисты, но идеалом для стал все же Пюви де Шаванн, который, по мнению многих, смог воплотить в своих картинах мечту о гармонии. Желая воплотить на холсте то, что познал он во Франции, Борисов-Мусатов мечтает о создании большой картины. В 1897 году он задумывает «Материнство». Летом 1897 года он пишет этюды к будущей картине: «Девушка с агавой», «Агава», «Дама в качалке», «В парке». Главным «героем» в этих этюдах стало солнце.

В 1898 году, вернувшись из Парижа, Мусатов пишет «Гармонию», «Мотив без слов», «Автопортрет с сестрой», но эти картины уже совсем непохожи на то, что делал художник прежде. Они стали для него ступенями лестницы, по которой долго и упорно он поднимался. Мастер наконец-то нашел свой мир, нашел образы, отвечающие его представлению об идеале. Мусатовская старина — «просто красивая эпоха», противоположность всему обычному. В 1901 году Борисов - Мусатов пишет картину «Гобелен». Картина похожа на старинный вытканный шелком гобелен. Лица и платья девушек, дорожки и зелень деревьев, здания усадьбы и небо написаны тонкими мазками-нитями... «Гобелен» — действительно — это «мотив без слов», тихий и элегичный.

В 1907 году Борисов — Мусатов создает главное произведение своей жизни «Водоем». В нем осуществилось то, к чему он постоянно стремился. Здесь он запечатлел двух дорогих ему женщин: невесту и сестру. Но одновременно эта картина - фантазия, поэтический вымысел. Небо и деревья — лишь отражения в воде, а женщины - переплетение нитей, которые подчеркнуты на холсте художником. Используя несколько точек зрения (девушки изображены прямо перед вами, а водоем слегка сверху), Мусатов словно поднимает второй план наподобие вертикальной плоскости, поэтому линия горизонта оказывается за пределами холста и не перерезает его. В картине все подчинено округляющемуся движению (очертанию водоема).

Теперь в русское искусство вошел еще один замечательный художник — рядом с Врубелем встает лирик и мечтатель Борисов-Мусатов. Мир Борисова-Мусатова — одухотворенная реальность, которая освобождена от материальной сущности, бытовой конкретности и превращается в поэтический символ.

В 1903-1904 годах Мусатов исполняет еще две картины: «Изумрудное ожерелье» и «Призраки». На первой изображены молодые девушки в зеленой роще. Впервые у Борисова-Мусатова персонажи представлены в движении. Природа и человек оказываются слитными в этой картине. Этюды «Дама у гобелена» и «Девушка в желтой шали» являются этюдами к этой картине. В «Даме у гобелена» запечатлена Станюкович, большой друг художника.

Картина «Призраки» проникнута грустью, тоской и выполнена в тускло-серых тонах. Вереница призраков как бы плывет по картине. Картина похожа на бледное отражение в воде, покрытое рябью. «Призраками» завершил художник свой саратовский период — в декабре 1903 года он переехал в Подольск.

Здесь работал художник над эскизом «Времена года». Четыре эскиза — это четыре времени года, дня, четыре стадии жизни человека, четыре вариации настроений: «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер», «Сон божества».

Весной 1905 года художник переезжает в Тарусу. Здесь исполнены  пейзажи «Куст орешника» и «Осенняя песнь». В Тарусе он рисует «Венки васильков» как воплощение мечты о безоблачном счастье. Здесь же он пишет последнее свое произведение — «Реквием». Борисов-Мусатов был потрясен смертью Станюкович и посвятил ей эту картину. На белой бумаге прозрачной акварелью изображено печальное шествие мусатовских героинь, среди них жена, сестра, Станюкович, но они представлены лишь как бесплотные тени. Женщины-призраки слагаются в мелодию оплакивания умершей. Во время создания «Реквиема» Борисов-Мусатов скончался в 35 лет. Он похоронен в Тарусе в роще над Окой. На его могиле — статуя «Уснувшего мальчика» работы Матвеева. Его сон — образ тишины, любви, покоя и красоты, которые воплотил в своем искусстве художник.

Анастасия Петрова (8 класс)