В. Йегер. Пайдейя. Воспитание античного грека

Т. I, II

История греческого образования от Гомера до софистов

Том. I. Перевод А.И. Любжина
Том II. Перевод М.Н. Ботвинника

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я предаю печати историческое исследование, предпринятое с целью решения задачи, за которую до сих пор еще никто не брался: всесторонне изучить греческий мир на фоне античного эллинского воспитания — пайдейи. Сколь бы часто ни предпринимались попытки изобразить государство и общество, литературу, религию или философию греков в их развитии, очевидно, до сих пор еще не пробовали исторически представить процесс формирования античного грека и интеллектуальную задачу построения идеального образа человека в их взаимодействии. Но не это привходящее обстоятельство заставило меня заниматься работой, ожидавшей до поры своего труженика; я надеялся таким образом обнаружить, что от этой великой духовно-исторической проблемы зависит более глубокое понимание единственного в своем роде воспитательного творчества, благодаря которому эллинство сохраняет свое влияние на последующие эпохи.

Первый том включает в свой состав возникновение, развитие и кризис греческого образования в эпоху героического и политического человека, т. е. ранний и классический период жизни греческого народа. Он заканчивается гибелью аттической державы. Второй том должен представить духовное восстановление в платоновский век, его борьбу за государство и образование и превращение греческой культуры в силу, овладевшую всем миром. Я предполагаю рассмотреть также и формы приобщения Рима и христианства античной эпохи к образовательному процессу, чьей отправной точкой является Греция.

Эта книга адресована не только ученому миру, но и всем, кто в наш век стремится сохранить традиции тысячелетней культуры и сегодня вновь пытается найти путь к Элладе. Довольно часто с трудом удавалось согласовать стремление дать обширный исторический обзор и настоятельную потребность в углубленном анализе разнообразного материала ради возможно более точного исследования каждой отдельной области, которая представлена в нашей книге. Рассмотрение античности с точки зрения, представленной в этой книге, прежде всего давало возможность выявить массу новых проблем, которые в течение десяти лет занимали меня как преподавателя и ученого. Ради сохранения композиционной целостности я отказался от того, чтобы прибавить результаты этих исследований в виде отдельных дополнительных томов, которые слишком сильно увеличили бы все произведение. Обоснование моей позиции по отдельным вопросам можно будет почерпнуть в самой сущности рассматриваемого предмета, поскольку рассмотрение везде исходит непосредственно из истолкования оригинальных текстов и ставит факты в определенный контекст, благодаря которому они естественным образом находят свое объяснение. Цитируемые места античных авторов даны в примечаниях, как и необходимейшая литература, особенно когда она непосредственно затрагивает вопросы истории воспитания. Где было необходимо более пространное обоснование, оно также выливалось в форму примечаний, но такие примечания редки. Подобного рода частные работы я заранее опубликовал в виде отдельных монографий и здесь даю лишь краткие ссылки на них, некоторые исследования еще последуют в будущем. Отдельные монографии и данная книга с научной точки зрения представляют собой единое целое и находятся друг с другом в непрерывном взаимодействии.

Во введении я попытался очертить положение греческой пайдейи в истории, рассматривая его в самом общем виде и в рамках типического. Там также кратко сказано, какое влияние оказывает обращение к греческой форме воспитания на наше отношение к гуманизму предшествующих эпох. Эта проблема сейчас стала более жгучей, чем когда-либо, и вызывает особенно острые споры. Ее современное решение, конечно, не может быть выведено из простого исторического исследования, как то, которое было предпринято в данной книге, поскольку речь идет о нас, а не о греках. Но познание сущности такого явления, как греческое воспитание, — необходимая основа для любого современного педагогического знания и волеизъявления. Этому убеждению я обязан своими научными занятиями вышеуказанной проблемой, и его воздействию — этой книгой.

Вернер Йегер
Берлин-Вестэнд, октябрь 1933 года

 

Содержание I тома

Предисловие

Предисловие ко второму немецкому изданию

Предисловие ко второму английскому изданию

Введение. Положение Греции в истории воспитания

Книга первая. Ранняя эпоха Греции

I. Знать и арете

II. Культура и воспитание гомеровской знати

  • Гомер как воспитатель
  • Гесиод и крестьянство

V. Спартанское государственное воспитание

VI. Правовое государство и его гражданский идеал

VII. Самооформление индивидуума
в ионийско-эолийской лирике

VIII. Солон и начало политического образования
в Афинах

IX. Философская мысль и открытие космоса

X. Борьба и преображение знати

XI. Культурная политика тиранов

Книга вторая. Вершина и кризис аттического духа

I. Драма Эсхила

II. Трагический человек Софокла

  • Софисты
  • Еврипид и его время

V Комедия Аристофана

VI. Фукидид как политический мыслитель

Примечания

 

Содержание II тома

Великие воспитатели и система воспитания. Четвертый век

Греческая медицина как Пайдейя.
Греческая медицина — часть системы воспитания

Сократ

Проблема Сократа

Сократ-воспитатель

Платон и его учение в круговороте веков

Малые сократические диалоги Платона. Арете как
философская проблема

«Протагор». Пайдейя софистов и Пайдейя Сократа

«Горгий». Воспитатель как государственный деятель

«Менон». Новый подход к познанию

«Пир» Платона. Эрос в понимании Платона

«Государство» Платона

  • Введение
  • Проблема идеального государства с точки зрения
  • справедливости
  • Преобразование древней Пайдейи
  • Критика мусического образования
  • О гимнастических упражнениях и медицине
  • Воспитание в государстве справедливости
  • Воспитание женщин и детей
  • Расовый отбор и воспитание лучших
  • Воспитание воинов и военная реформа
  • Философ в государстве Платона

Примечания

Примечания научного редактора

 

Книги ГЛК