Н.К. Малинаускене. Введение в историю латинского языка (классический период)

 

Курс лекций. Материалы для практических занятий.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ПРОИЗНОШЕНИЕ

1. Общая характеристика классического периода
2. Произношение классической латыни
3. Литературные памятники. Катулл

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ЛИРИКА КАТУЛЛА

 

ЛЕКЦИЯ 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. УДАРЕНИЕ

1. Слог и слогораздел
2. Законы латинского ударения
3. Характер латинского ударения
4. Литературные памятники. Квинтилиан

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. КВИНТИЛИАН. О РИМСКИХ АВТОРАХ

 

ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. ЛЕКСИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Формирование словарного фонда
2. Литературные памятники. Лукреций

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. ЛУКРЕЦИЙ

 

ЛЕКЦИЯ 4. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. МОРФОЛОГИЯ (МЕСТОИМЕНИЯ)

1. Система латинских местоимений
2. Литературные памятники. Цезарь. Саллюстий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. ЦЕЗАРЬ. САЛЛЮСТИЙ

 

ЛЕКЦИЯ 5. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. МОРФОЛОГИЯ (ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ)

1. Классификация и общая характеристика латинских числительных
2. Обзор числительных и других счетных слов
3. Числовая символика
4. Литературные памятники. Тибулл. Проперций

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. ЭЛЕГИИ. ЦЕЗАРЬ

 

ЛЕКЦИЯ 6. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Синтаксис простого предложения
2. Литературные памятники.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6. ВЕРГИЛИЙ. ГОРАЦИЙ

 

ЛЕКЦИЯ 7. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Синтаксис сложного предложения
2. Литературные памятники. Овидий. Ливий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. ОВИДИЙ. ТИТ ЛИВИЙ

 

ЛЕКЦИЯ 8. РИМСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

1. Истоки римского ораторского искусства
2. Основные положения античной риторики
3. Литературные памятники. Цицерон

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. ЦИЦЕРОН КАК ОРАТОР
И ТЕОРЕТИК ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее издание — это вторая часть курса лекций, которые были прочитаны в 2000/2001 уч. г. в Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина для студентов и преподавателей Духовной семинарии и Академии. Как и уже вышедшая из печати в 2001 г. и издательстве ГЛК первая часть этого курса «Введение в историю латинского языка (общие вопросы и доклассический период)» (далее — Введение, 2001), они предназначаются не столько для специалистов по классической филологии, сколько для людей, владеющих основами грамматики латинского языка и желающих получить представление о его развитии.

Целью данного курса является освещение прежде всего классического периода в истории латыни. По аналогии с первой частью курса изложение ведется по уровням: фонетика, морфология, словообразование, лексика, синтаксис. В конце каждой лекции для закрепления материала приводятся контрольные вопросы, акцентирующие внимание на основных положениях лекции. Текст лекции рассчитан на тот объем материала, который может быть изложен за два академических часа. Кроме того, часть времени может быть посвящена практическому закреплению прослушанного материала, что отражено в практических заданиях. В лекциях также сообщаются краткие сведения об авторах текстов, предлагаемых в практических заданиях. Более подробно об их жизни, творческом пути, языке и стиле можно прочитать в специальных учебниках по античной литературе (список см. ниже).

Представление латинских авторов в лекциях не предполагает строгого хронологического порядка, иногда здесь важнее и возможность проиллюстрировать тему лекции на данном конкретном тексте. Так, во второй лекции, посвященной латинскому ударению, представлен Квинтилиан (а это уже I в. н. э.), суждения которого о характере и месте латинского ударения существенны для обсуждаемой проблематики, а помещенный и практикуме к этой лекции очерк развития римской литературы из «Воспитания оратора» Квинтилиана активно используется в дальнейшем при характеристике отдельных латинских авторов. Тексты из Цицерона привлекаются также на протяжении всего курса, однако специально его наследие рассматривается в последней лекции, посвященной римскому красноречию.

Как и в первой части курса, литература, приведенная в конце лекции, ориентирует на самые общие, принципиальные для данной темы вопросы, причем в указанных пособиях пр№ водятся конкретные страницы, имеющие отношение к дан ной лекции. В этот список вводятся и отдельные статьи, появившиеся в последние годы, если они освещают по-новому тот или иной вопрос. В тексте лекций указывается дополнительная литература, которая позволит желающим изучить избран ный вопрос глубже. В первую очередь рекомендуется литература на русском языке, в которой, как правило, представлена бо лее обширная библиография, в том числе и на иностранных языках. В нашем издании труды на иностранных языках при водятся в том случае, если им пег аналогов на русском языке, прежде всего это издания текстов и справочная литература.

Для классического периода особенно актуально внимание к языку и стилю отдельных представителей этого самого краг кого, но и самого богатого этапа в развитии латинского языка. Поэтому предлагаемый курс из 8 лекций дополнен матери алами для практических занятий по изучению классических текстов, которые можно использовать в соответствии с количеством учебных часов и интересами обучающихся. Для практических занятий наряду с текстами тех авторов, о которых говорилось на лекции, использовались также подходящие по теме фрагменты и из других авторов.

К каждому тексту приводятся комментарии и задания. В комментариях, наряду с толкованиями реалий, поясняются формы, представляющие интерес с точки зрения истории языка. Разъяснения же учебного характера (например, регулярных фонетических изменений, типов придаточных предложений, видов синтаксических конструкций или управления глаголов), как правило, в них не представлены, поскольку предполагается, что этот уровень понимания текстов уже освоен ранее. Причем в комментариях этой части пособия акцент делается на происхождение словарного фонда латинского языка, особенности склонения существительных, а также на словообразование, в первую очередь суффиксацию и словосложение, с приведением самых необходимых фонетических объяснений. Вопросам, касающимся истории глагола, прилагательных, наречий, предлогов, префиксов, а также синтаксиса, предполагается уделить больше внимания при рассмотрении послеклассического периода латинского языка в следующей части.

Прокомментированные слова и формы в дальнейшем повторно не объясняются, поэтому оптимальным будет последовательное чтение текстов. Не комментируются, за редкими исключениями, особенности языка того или иного автора, которые обсуждались на лекции. Эти вопросы обычно включаются и падания к текстам, которые нацелены на закрепление материала предшествующих лекций, на детализацию сведений по истории латыни, на усвоение особенностей языка и стиля того или иного автора. К поэтическим текстам даются также и задания по метрике.

К основу курса лекций были положены ставшие уже классическими труды И.М. Тронского «Очерки из истории латинского языка» (М.-Л., 1953) «Историческая грамматика латинского языка» (М., 1960, далее — ИГ) с учетом ее второго дополненного издания, появившегося в одной книге с монографией «Индоевропсйское языковое состояние (вопросы реконструкции)» под общей редакцией Н.Н. Казанского и с послесловием Н.Н. Казанского и А. И. Солопова «Изучение исторической грамматики латинского языка на современном этапе» (М., жни). Эти же издания используются и в комментариях к Текстам практических занятий.

Для характеристики наследия латинских авторов использовались следующие учебники и исследования обобщающего характера: Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. М., 2002, т. I; М., 2004, т. II; Д. Дилите. Античная литература. М., 2003; В.С. Дуров. История римской литературы. СПб., 2000; Л.Ф. Лосев. Античная литература. М., 2005; И.М. Тронский. Античная литература. М., 1988.

При подготовке материалов для практикумов автор с глубокой признательностью вспоминал и использовал опыт занятий по латинскому языку Н.А. Федорова, Л.П. Поняевой, К.П. Полонской, а также лекций и спецкурсов К.П. Полонской по римской литературе па классическом отделении филологического факультета МГУ. Искренняя благодарность — первым, вдумчивым и благожелательным, читателям данного пособия: редактору Л.П. Поняевой и рецензенту Т.А. Карасевой, чьи советы и замечания были учтены при его доработке. Автор сознает неизбежную субъективность комментариев К текстам практических занятии, связанную с его личным опытом преподавания и научными интересами, и надеется, что каждый преподаватель сумеет их скорректировать или дополнить, исходя из нужд специальности своих слушателей.

 

Об авторе:  Н.К. Малинаускене

 

Книги ГЛК