Альбрехт М. фон История римской литературы. Хронологическая таблица

 

VIII в. до Р. Х.

Греческая колонизация Кампании

753 г. до Р. Х.

Предполагаемая дата основания Рима

Около 510 г.

Конец этрусской династии. Начало республики

Конец VI в.

Капитолийская волчица. Lapis Niger

Середина V в.

Законы Двенадцати таблиц

Около 390 г.

Осада Капитолия галлами

312 г.

Аппий Клавдий Цек, известный оратор, будучи цензором, проводит акведук (aqua Appia)
и строит дорогу от Рима до Ка­пуи (via Appia).

272 г.

Завоевание Тарента — города, располагающего традицией театральных представлений


Республиканская эпоха I
(около 240–81 гг. до Р. Х.)

241 г.

Конец Первой Пунической войны, которая еще в III в. была воспета кампанцем Невием. Объединение Италии и присое­динение Сицилии: начало латинской литературы

240 г.

Первая постановка литературной драмы на римской сцене (ее автор Ливий Андро­ник, вероятно, родом из Тарента)

218–201 гг.

Вторая Пуническая война: о ней пишут Фабий Пиктор в прозе на греческом языке, а происходящий из нижней Италии Эн­ний — в латинских стихах

211 г.

Взятие Сиракуз. В Рим привозят богатую добычу

197 г.

Победа римлян над Филиппом V Македонским при Киноскефалах

196 г.

Греция объявлена свободной

191 г.

Цизальпийская Галлия становится римской провинцией

186 г.

Скандал с вакханалиями: запрет культа Диониса

184 г.

Смерть комического поэта Плавта

169 г.

Смерть поэта Энния, писавшего в разных жанрах

168 г.

Л. Эмилий Павел одерживает при Пидне победу над Персеем Македонским. Библиотека царского двора из Пеллы достав­лена в Рим. Греческие школы в Риме. Историк Полибий в Риме

166–160 гг.

Комедии Теренция на римской сцене

149 г.

Смерть цензора Катона (оратора, историка, теоретика сель­ского хозяйства)

146 г.

Разрушение Карфагена и Коринфа

133 г.

Взятие Нуманции. Аттал III Пергамский завещает свое цар­ство римскому народу.
Влияние на Рим склоняющейся к стоицизму пергамской науки

133–121 гг.

Братья Тиберий и Гай Гракхи

121 г.

Нарбоннская Галлия становится римской провинцией

111–105 г.

Война с Югуртой. Нумидия становится провинцией

106 г.

Год рождения Цицерона

100 г.

Год рождения Цезаря

Условия

 

Поэты — сначала иностранцы, вольноотпущенники, затем в лучшем случае свободные италики.

Прозаики — сенаторы (или их клиенты)

Поэты родом из нижней и средней Институталии (Теренций — африканец),
ораторы и прозаики — из средней Италии

Жанры

 

Поэзия

 

Эпос: Ливий Андроник: Odusia как эпизод древнейшей истории Италии;
Невий: Первая Пуническая война; Энний: Вторая Пуническая война.

Драма: трагедия (Энний, Пакувий, Акций), комедия (богатый стиль: Плавт, Цецилий,
строгий стиль: Теренций); наряду с этим другие, в том числе  фольклорные формы.

Лирика: искупительная песнь Андроника. Эпиграмма: значительный памятник
ранней эпохи — надписи в честь Сципиона; позднее (около 100 г.) игровые любовные эпиграммы.

Проза

 

Речь (богатый стиль — Катон; строгий стиль — Г. Гракх); историография: Катон, анналы.
Первые столкновения с философией (Кратет Маллосский). Первые шаги филологии
(также носящей отчасти стоический отпечаток).

Влияние

 

Греко-римское: при свободной адаптации разговор о «переводах» проблематичен. Современность (эллинистическая) воспринимается раньше, чем классика и архаика, на Гомера смотрят сквозь призму александрийского исторического эпоса и гомеровских рецепций; классическая трагедия воспринимается при посредстве эллинистической драматургии и практики эллинистических постановок. Одновременно
воспринимаются миф и различные формы этимологизирования, заведомо исключающие веру
в буквальный смысл событий. Многосторонность авторов-первопроходцев вроде Энния
соответствует их роли посредников.

Влияние осуществляется через тарентскую и вообще великогреческую театральную традицию (у латинских драматургов со времен Ливия Андроника), нижнюю Италию и Сицилию (Архестрат, Эпихарм, Эвгемер,
пифагореизм у Энния); Пергам, Пеллу, Родос (стоицизм, имеющий определяющее значение для дальнейшего духовного развития Рима); пребывание греческих философов в Риме; ученые рабы и вольноотпущенники.

Идеи

 

Индивидуальный аспект: поэтическое самосознание, основанное на достижениях в духовной области, складывается у авторов низкого происхождения. Философское содержание (как, например, пифагорейское переселение душ в гомеровском сне Энния) воспринимается не догматически, но, скорее,
служит самоизображению.

Политический аспект: Невий, Энний, Катон Старший формулируют государственно-охранительные
этические ценности. Равным образом на сцену выступает стремление к славе gens и отдельного лица.
Уже Энний не свободен от культа индивидуальности (Сципион).

Межкультурный аспект: римская жизнь подвергается все возрастающему греческому влиянию. Это касается не одной только внешней стороны: вполне в духе греческой философии Энний ставит мудрость выше власти. Катон высказывается (современное сознание, замаскированное под нравы предков) в защиту мягкости по отношению
к родосцам. Драмы, образцы которых отчасти отражают философские дискуссии или типизации, дают публике материал для размышления. Ораторы получают свое образование не только в римской практической деятельности, но и у греческих учителей красноречия; однако распространение этого искусства латинскими риторами еще долго встречает существенные препятствия.


Республиканская эпоха II
(около 81–43 гг. до Р. Х.)

92 г.

Преследование латинских риторов цензором Л. Лицинием Крассом

91–89 гг.

Союзническая война (борьба италиков за гражданские права)

88–82 г.

Гражданская война между Марием и Суллой и их сторонниками

86 г.

Рождение Саллюстия

82–79 гг.

Диктатура Суллы. Святилище Фортуны в Пренесте

81 г.

Первая речь Цицерона (Pro Quinctio)

70 г.

Первое консульство Помпея. Процесс Верреса. Рождение Вергилия

65 г.

Рождение Горация

63 г.

Консульство Цицерона. Заговор Катилины. Рождение Октавиана (впоследствии Август)

62 г.

Так называемый первый триумвират: Помпей, Цезарь, Красс

58–57 гг.

Изгнание Цицерона

58–51 гг.

Цезарь завоевывает Галлию

57–56 гг.

Катулл и Цинна в свите Меммия в Вифинии

55 г.

Первое появление Цезаря в Британнии. Театр Помпея (первый каменный театр в Риме).
De oratore Цицерона. Смерть Лукреция

53 г.

Потеря значков и гибель Красса у Карр

51 г.

Цицерон заканчивает De re publica, Цезарь — Bellum Gallicum

48 г.

Победа Цезаря над Помпеем при Фарсале

46 г.

Самоубийство Катона Младшего в Утике

45 г.

Введение юлианского календаря (Сосиген)

44 г.

Убийство Цезаря

43 г.

«Второй» триумвират: Антоний, Лепид и Октавиан, позднее Август; первое консульство Октавиана. Смерть Цицерона. Рождение Овидия

Условия

 

Поэт Катулл — представитель муниципальной аристократии; Лукреций тоже, по-видимому, независим. Прозаики (за исключением, например, Непота) — по большей части действующие политики и сенаторы

По происхождению авторы в основном из средней Италии, Катулл – из верхней Италии

Жанры

Поэзия

 

Расцвет неполитической поэзии (Лукреций, Катулл)

Проза

 

Ораторское искусство (Цицерон); автобиография и commentarius (Сулла, Цезарь); биография (Непот). Рассчитанные на удобство читателя обзорные труды по философии в прозе (Цицерон) и в поэзии (Лукреций). Первый подступ к систематизации права (Сцевола, Цицерон). Варрон как универсальный ученый.

Влияния

 

Падение влияния эллинистического азианического стиля ораторского искусства (Красс, Гортензий) происходит под влиянием аттического красноречия (радикально — аттицисты, умеренно — Цицерон). Литературная обработка эллинистической риторики (ср. Auctor ad Herennium) осуществляется под знаком философской мысли, прежде всего — Аристотеля (Цицерон); государственная мысль, продолжающая эллинистическую традицию на римской почве, вступает в состязание с Платоном (Цицерон). Эллинистические философские концепции (Цицерон, Лукреций) отчасти воспринимаются в формах, свойственных классической эпохе (Платон) или даже архаической (Эмпедокл); Цезарь своими Записками побеждает Ксенофонта на его собственном поле. Каллимаховская шкала ценностей (Катулл) применяется к средним (эпиллий) и малым поэтическим формам; в единичных случаях можно отметить и влияние архаических образцов (Катулл — Сапфо). Перенос эллинистических приемов исследования языка и древностей на римскую почву осуществляет Варрон.

Идеи

 

Индивидуальный аспект: ослабление политических связей способствует самовыражению индивидуального начала (автобиография, биография) или поиску возможности самовоплощения вне политической сферы (философия — Лукреций; любовная лирика — Катулл).

Политический аспект: под знаком кризиса морально-политические и правовые представления ретроспективно осознаются — отчасти при помощи греческой философии — и вновь определяются для современности (Цицерон, юристы). Анналисты и Варрон формируют римские представления о своем прошлом и языковое сознание.

Межкультурный аспект: серия биографий греческих и римских политиков (Непот) и параллельное использование греческих и римских примеров в литературе (Цицерон; почва расчищена уже Катоном) конституируют «двойной ряд предков» в «греко-римское» культурное сознание.


Эпоха Августа
(около 43 г. до Р. Х. — 14 г. по Р. Х.)

42 г.

Битва при Филиппах. Гораций — офицер армии Брута

около 42–35 гг.

Эклоги Вергилия

41–40 гг.

Перузийская война. Во время резни в городе Проперций теряет родственника

около 39–29 гг.

Георгики Вергилия

31 г.

Битва при Акциуме

около 29–19 гг.

Энеида Вергилия

28 г.

Освящение храма Аполлона на Палатинском холме

27 г.

Октавиан принимает титул Августа. Агриппа начинает строительство Пантеона

26 г.

Самоубийство Корнелия Галла

23 г.

Смерть Марцелла. Начат строительством Театр Марцелла. Три первые книги Од Горация

20 г.

Возвращение парфянами потерянных Крассом значков. Первая книга Посланий Горация

19 г.

(Не позднее 17 г.). Смерть Вергилия и Тибулла

18 г.

Lex Iulia de maritandis ordinibus: законодательство Августа о браке

17 г.

Юбилейные торжества; Carmen saeculare Горация

13–9 гг.

Ara Pacis

8 г.

Смерть Горация

2 г.

Август Pater Patriae. Форум Августа

около 1 г.

Ars amatoria Овидия

8 г. по Р. Х.

Метаморфозы Овидия

14 г. по Р Х.

Смерть Августа. Сообщение о его деяниях в надписях

Условия

 

Происхождение авторов — южная Италия (Гораций), средняя Италия (Саллюстий, Тибулл, Проперций, Овидий), северная Италия (Вергилий, Ливий)

Кружок Мецената: близость к принцепсу, авторы проверенного качества без оглядки на происхождение

Кружок Мессалы: дистанция по отношению к принцепсу, включает в том числе и юных авторов, но из знатных семейств

Историки — сначала еще сенаторы (Саллюстий, Поллион), затем — профессиональные писатели  (Ливий).

Жанры

 

Поэзия

 

Эпос достигает высшей степени совершенства: Энеида Вергилия. Дидактическая поэзия: Георгики Вергилия; жанровая смесь в Ars amatoria Овидия и в Ars poetica Горация (Послание к Пизонам).

Новшество: Bucolica Вергилия: сборник из 10 пьес, обладающий внутренней структурой (ср. 1 книгу сатир Горация и 1 книгу элегий Тибулла). С метрической точки зрения (как и во многих других отношениях) новшеством являются книги Од и книга Ямбов Горация.
Сатира начиная с Горация становится чисто гекзаметрическаой; поэтическое послание.
Расцвет элегии (Проперций, Тибулл, Овидий).
Эпиграмма (Марс).

Проза

 

Только сейчас в Риме возникает эстетически ценная историография.
Вместо обесценившейся политической речи появляется школьная декламация; насыщенный афористический стиль.
Научный труд Витрувия De architectura.

Влияния

 

Греко-римский контекст: обращение от эллинистических образцов к классическим и архаическим проявляется в творческой биографии Вергилия: от неотерических малых форм через идиллии Феокрита и аратовско-гесиодовскую дидактику к состязанию с Гомером. Равным образом Гораций опирается не только на эллинистические, но и раннегреческие образцы. Эти авторы плывут против течения литературно-исторического развития: раннегреческие оргиналы помогают им в обретении духовной независимости.
Латинская историография, исходя из достижений эллинизма и равным образом находя  опору в более древних эпохах, в первый раз обретает собственный облик: Саллюстий может быть на римской почве продолжателем Фукидида, а Ливий — Геродота. Стремление к древнейшим эпохам, характерное для прозы и поэзии, имеют параллели в изобразительном искусстве и находятся в связи с политической атмосферой эпохи.
Внутрилатинский контекст: Саллюстий сознательно придает своему самостоятельному архаизирующему стилю катоновскую окраску. Гораций как сатирик считает себя победителем в споре с Луцилием. У элегиков внутриязыковая традиция складывается еще эффективнее. Теперь становится возможным вести диалог с собственным преданием: оно способно задать тон и стоит рядом с греческим и практически наравне с ним.

Идеи

 

Индивидуальный аспект: элегия открывает возможности индивидуального жизненного самовыражения; любовная тематика получает в Метаморфозах Овидия последовательно неполитическую проекцию в масштабе эпоса. Поэтическое дарование (ingenium) становится для изгнанного Овидия противовесом властителю. Обессмысливание политической деятельности делает возможным восстановление в правах философского созерцания (Манилий).

Политический аспект: только что дарованный после многолетнего смятения мир дает эпический осадок в Энеиде, чьи ценностные установки стали практически  общепризнанными как выражение римской идентичности. Вергилий и Гораций, которые, как vates, чувствуют свою ответственность и за общество, во многом опережают свое время и создают и для него, и для властей своего рода зерцало: Вергилий на­стаивает на pietas вплоть до солидарности с противником. Муза Горация в рим­ских одах дает владыке «мягкий совет» (lene consilium). Ливий проецирует почти менандровскую гуманность, в которой настоятельно нуждается новая эпоха, на ранний этап жизни римского государства и задним числом стилизирует республику под со­кровищницу образов важных для будущего гражданских доблестей.

Межкультурный аспект: Вергилий образует римский миф и сознательно сопо­ставляет его с Гомером. В отдельных деталях он также намекает, что вместо противостояния  уже давно произошло примирение двух культур.
С большой полнотой, с одной стороны, Овидий разрабатывает греческий миф, а с другой — Тит Ливий римскую историю как арсеналы типичных персонажей, ситуаций и взаимоотношений. В это время возникают также библиотеки на обоих языках — греческом и латыни.


Эпоха ранней империи
(14 г. по Р. Х. — 117 г. по Р. Х.)

14–37 гг.

Тиберий. Малые формы в историографии и поэзии

37–41 гг.

Калигула

41–54 гг.

Клавдий

54–68 гг.

Нерон. Освобождение от уз традиции в литературе и изобразительном ис­кусстве

64 г.

Пожар Рима. Преследование христиан. «Золотой дом» Нерона

65 г.

Заговор Пизона: вынужденное самоубийство Сенеки и Лукана

66 г.

Вынужденное самоубийство Петрония

68–69 г.

Четыре цезаря на римском троне в течение одного года

69–79 г.

Веспасиан

70 г.

Разрушение Иерусалима. В Риме начат постройкой амфите­атр Флавиев.

79 г.

Извержение Везувия. Смерть Плиния Старшего

79–81 гг.

Тит

81–96 гг.

Домициан. Арка Тита. Дворец Домициана. Флавиев класси­цизм в литературе (Квинтилиан, Плиний)

96 г.

Домициан учреждает Капитолийские игры (Ludi Capitolini)

96–98 гг.

Нерва

97 г.

Фронтин — curator aquarum

98–117 гг.

Траян

100 г.

Панегирик Плиния

114 г.

Арка Траяна в Беневенте

117 г.

Колонна Траяна

Условия

 

Многие писатели родом из Испании (Сенека, Лукан, Марциал, Квинтилиан),
наряду с этим — из верхней Италии (оба Плиния).

Частное меценатство; смертные приговоры цезарей; состязания поэтов.

Поэты частью происходят из наиболее видных семей (Лукан, Валерий Флакк, Силий, Персий), частью зависят от меценатов (Кальпурний; Стаций; Ювенал; Марциал преувеличивает свою бедность). Федр — вольноотпущенник.

Прозаики — сенаторы (оба Плиния, Тацит, Петроний), офицеры (Веллей) или государственные служащие (Квинтилиан).

Жанры

 

Поэзия

 

Включение в сферу литературы малых форм или прикладных жанров (басня, эпиграмма, стихотворение на случай). Исторический эпос как противовес Энеиде (Лукан) или как ее продолжение на историческрм материале (Силий). Мифологические эпосы: греческий материал в послевергилиевской форме.

Трагедия: образы тиранов и преступников.

Сатира: философическая серьезность (Персий) и трагический пафос (Ювенал).

Проза

 

Речь — виртуозное школьное упражнение или похвала цезарю.

Высшая точка историографии — Тацит.

Компендиум: Веллей (краткая форма как противовес творчеству писателя эпохи Августа — Ливия).
«Низкие» жанры становятся литературой — письмо (Сенека, Плиний), роман (Петроний).

Влияния

 

Греко-римский контекст: безусловно, восприятие греческого материала продолжается, однако теперь уже оно происходит сквозь призму местной традиции: в этом отношении показателен эпос с вовлечением греческого героического мифа с послевергилиевскими структурными формами и смысловыми горизонтами.

Внутриримский контекст: литературная преемственность может теперь осуществляться и по отношению к латинским образцам. Поэтому в таких жанрах, как эпос и сатира, рефлексия достигает значительной высоты.

Идеи

 

Индивидуальный аспект: следствие внешнего политического гнета — глубина психологического проникновения; подчеркнутые «упоение злом» у Сенеки и совесть — у Тацита. Риторика обращается к внутреннему миру, становясь способом заботы о душе и самовоспитания (Сенека). Автор-одиночка властно противостоит всей традиции (Сенека).

Политический аспект: на первый план выступают стоические доблести — способность к сопротивлению. Литературное воплощение доблестей правителя со стоической точки зрения (De clementia Сенеки, Panegyricus Плиния), как и добродетелей подданного и государственного чиновника (moderatio), указывают путь в будущее.

Межкультурный аспект: Валерий Максим на основе общих критериев сопоставляет в литературно оформленном собрании exempla римские и иноземные примеры. Учреждаются греко-латинские состязания поэтов. Квинтилиан рекомендует греческий язык для начального образования. Ключевой пункт в этом процессе — «романизирующее» включение фиванского цикла и мифов об аргонавтах в послевергилиевскую эпическую традицию.


Эпоха средней и поздней империи
(117 г. по Р. Х. — 565 г. по Р. Х.)

117–138 гг.

Адриан. Вилла цезаря под Тиволи. Мавзолей Адриана (замок св. Ангела) в Риме.
Олимпиейон в Афинах. Вал Адриана в Британнии. В столице вновь строится Пантеон.
Храм Венеры и Ромы в Риме

120 г.

Смерть Плутарха (автора сравнительных жизнеописаний знаменитых греков и римлян)

132–135 гг.

Восстание иудеев под предводительством Бар Кохбы

138–161 гг.

Антонин Пий. Германский Limes

161–180 гг.

Марк Аврелий, философ на троне, пишет К самому себе на греческом языке. Колонна Марка в Риме

около 175 г.

Описание Эллады Павсания

180–192 гг.

Коммод

193–211 гг.

Септимий Север. Триумфальная арка на Forum Romanum

197 г.
(или позднее)

Тертуллиан, Apologeticum

212 г.

Constitutio Antoniniana (римское гражданское право для почти всех граждан Империи)

218–222 гг.

Элагабал

222–235 гг.

Север Александр. Кассий Дион пишет на греческом языке историю Рима. Porta Nigra в Трире

249–251 гг.

Деций. Преследование христиан. Смерть Киприана

253/4 г.

Смерть Оригена

260–268 гг.

Галлиен. Эдикт о терпимости к христианам. Преподавательская деятельность
философа Плотина в Риме

270–275 гг.

Аврелиан. Новые укрепления Рима.

284–305 гг.

Диоклетиан. Термы в Риме. Резиденции в Трире и Салониках.
Дворцы в Сплите и Piazza Armerina

306–337 гг.

Константин. Лактанций, классицист, «христианский Цицерон»

312 г.

Победа Константина над Максенцием у Мильвиева моста

313 г.

Медиоланский эдикт о терпимости. Арка Константина в Риме

324 г.

Начало строительства Константинополя

325 г.

Никейский Собор

361–363 гг.

Юлиан Отступник

379–395 гг.

Феодосий I. Возрождение латинской литературы

384 г.

Relatio Симмаха об алтаре Победы

393 г.

Последние Олимпийские игры

395–423 гг.

Гонорий

397 г.

Смерть Амвросия Медиоланского

408 г.

Смерть Стилихона

410 г.

Аларих завоевывает Рим

420 г.

Смерть Иеронима

430 г.

Смерть Августина

438 г.

Codex Theodosianus

451 г.

Битва с гуннами на Каталавнских полях

476 г.

Конец Западной Римской империи

491 г.

Призыв Теодориха на царский престол

524 г.

Смерть Боэция

527–565 гг.

Юстиниан

528–534 гг.

Corpus Iuris Civilis

529 г.

Закрытие платоновской Академии. Бенедикт основывает монашеское братство на Монте Кассино

Условия

 

Появление культурных ландшафтов. Двор императора пребывает в разных местах. Панегирики в прозе и стихах. Римская сенатская аристократия: защита классической литературы, публика для живущих авторов, таких как Аммиан. Деятельными культурными центрами становятся и другие города (Карфаген, Медиолан); школа (грамматики и риторы), церковь. Выдающиеся юридические школы, в том числе и на Востоке.

Авторы во многих случаях остаются представителями высших сословий (или по крайней мере разделяют их мировоззренческие ценности).

Африка — родина весьма многочисленных писателей (II–IV вв.;) за ней следуют Галлия (V в.), Италия (VI в.),
Испания (IV–VIII вв.). Иероним происходит из Далмации.

Жанры

 

Поэзия

 

Панегирическая эпика (Клавдиан), поэзия малых форм (Адриан, Авзоний, Клавдиан). Христианская поэзия: в традиционных формах у Лактанция, эпиков, перелагавших библейские сюжеты, и прежде всего — у Пруденция; наряду с этим стихотворные гимны, частью в новых формах.

Проза

 

Эпоха средней Империи: речь (Panegyrici Latini; Апулей; Симмах); биография (Светоний); роман (Апулей); философские произведения (Апулей); расцвет юридической литературы.

Под знаком христианства на первый план выступают — переводы Библии, деяния мучеников, постепенно — жития святых. В эпоху до Никейского Собора преобладает апологетическая литература; затем — догматическая и внутрихристианская полемика. Относительно новые жанры — психологическая автобиография (Августин), историософские произведения (Августин).

Влияния

 

Греко-римский контекст: упадок греческой образованности на Западе косвенно содействует возникновению точных переводов специально-философских текстов и совершенствованию латинской профессиональной терминологии. Только сейчас на латинской почве в полном объеме полностью усвоена научная философия (Марий Викторин, Августин, Боэций) и — пролагая пути Новому времени — математическая мысль (Боэций).

Внутриримский контекст: восприятие языческой латинской литературы христианскими авторами можно понимать как возрождение либо как духовную метаморфозу (Цицерон — Амвросий De officiis; Цицерон De oratore — Августин De doctrina christiana). Как религия Писания христианство способствует одухотворению риторики и превращению ее в герменевтику. Чтение письменных свидетельств как «знаков» способствует плодотворнейшему восприятию также и внутрилатинской традиции на новом, более высоком рефлективном уровне.

Библейско-латинский контекст: библейское содержание становится третьей ветвью традиции. Препятствие для ее восприятия античными читателями – нериторический характер дословных латинских переводов; только Иероним достигает равновесия между требованиями точности и красоты. Второе препятствие — моральная предосудительность многих сюжетов Ветхого Завета — преодолеваются (начиная с иудея Филона и христиан Оригена и Амвросия) аллегоризированием; данный метод был развит в греческой философии по отношению к мифам. «Пневматическому» (или же «христоцентрическому») чтению Ветхого Завета, которое намечается уже в Новом Завете, помогают собрания свидетельств (например, у Киприана).

Идеи

 

Индивидуальный аспект: освобождение личности божеством-искупителем (у Апулея и Отцов Церкви) или (религиозно окрашенной) философией (мотив обращения) имеет место у язычников и христиан, частью примыкая к научной протрептике (Hortensius Цицерона и обоготворение Эпикура у Лукреция). Поэтому для отдельного человека становится возможным занять позицию вне политической res publica и быть ее критиком. Монотеизм, на внешнем уровне согласующийся с большинством философских школ, позволяет христианству представить себя «философией» и интеллектуально превзойти прочие мистериальные религии.

Политический аспект: государи, считаясь с обстоятельствами, вовремя усваивают себе важнейшее духовное течение эпохи и таким образом лишают его оппозиционной силы: во II в. – идеи Стои, в IV в.  – христианство.
При этом все иные попытки духовно обосновать свою власть (религиозные новшества Элагабала или Аврелиана, запоздавшая неоплатонически-языческая реставрация при Юлиане) обречены на провал.

Межкультурный аспект: во II и в III вв. латинская литература за немногими исключениями (как, например, двуязычные, но в основном латинские авторы Апулей и Тертуллиан) отступает на задний план. По-гречески пишут не только философы, как христианин Ориген и язычник Плотин, но и римский историк Кассий Дион и панегирист всемирной столицы Элий Аристид. Только в IV в. латинская литература переживает возрождение, отчасти обусловленное политическими обстоятельствами, так что даже греки пишут по-латыни (Клавдиан, Аммиан).
Эллинизация христианско-иудейской традиции проходит сначала (II в.) под знаком Стои, затем (начиная с III в.) платонизма. Романизация упомянутой традиции выражается в применении юридических категорий и одухотворении римских представлений о ценностях, которые переносятся с Отечества на Церковь и с язычников — на христианских мучеников; римская неприязнь к теоретизированию и подчеркнутая связь с практикой идут навстречу иудейским традициям.

 

 

Альбрехт М. фон История римской литературы. Том III.
Содержание