Е.Б. Долинская. Слово о друге // Ф.С. Дружинин. Воспоминания. Страницы жизни и творчества

 

О талантливом человеке говорят, что он талантлив во всем. Это в полной мере относится к личности Федора Серафимовича Дружинина — музыканта от Бога, человека тонкого и сердечного, обладающего блистательной литературной одаренностью. В этом типично русском интеллигенте душевная щедрость неотделима от увлеченности музыкой, творчеством, красотой: «С течением времени нашей жизни мы замечаем, что очень многое меняется в наших отношениях, вкусах, привязанностях, критериях — вечным остается путь искусства, музыки, культуры».

Путь, по которому ведут читателя новеллы этой книги, увлекателен: один из крупнейших музыкантов современности захватывающе повествует о сложнейшей эпохе, в которую он формировался, о людях, которые способствовали его становлению. И обо всем этом написано с чистотой помыслов и поразительной деликатностью. Серьезность и детскость составляют в характере Дружинина равнозначные грани и нет ничего удивительного в том, что Федор с детства обладал свойством быть интересным людям самым разным — им нравилось беседовать с ним без всяких скидок на возраст. Как исток всего, что произойдет потом, в годы становления и зрелости, осознается Федором Серафимовичем детство, впечатления первых дней войны, заря его жизни: «Меняются времена, уходят люди, переоцениваются многие ценности, гибнут теории, рушатся системы, сменяются философии и удивительно, что все это происходит в течение твоей жизни. Но пока ты жив, остаются воспоминания юности и молодости, и чем старше становишься, тем ярче горят они в душе, освещая твою жизнь, уже уходящую в тень».

И вот из тени прошлого, из памяти, благодарной и исключительно цепкой на все доброе и существенное в творческом и человеческом отношении, Ф. Дружинин извлекает и любовно преподносит собеседнику портреты героев своего духовного пантеона. Воспоминания о своих друзьях М. В. Юдина называла «акафистами». Соглашаясь с ней, Федор Серафимович говорит: «Чем дольше я живу, тем сильнее убеждаюсь, что это самый достойный принцип воспоминаний... Писать воспоминания о ком-нибудь мне кажется очень трудным, особенно если ты был удостоен доверительности этого человека. Ты знаешь много такого, чего не узнают другие, но я убежден, что они не должны этого узнать, как бы интересны и искусительны не были твои сведения, и как бы жадно они не просились на бумагу. Нельзя делать достоянием общественности то, что открылось тебе в таинственном и непостижимом для других внутреннем мире большого художника и предназначалось только для тебя». Это признание Ф. Дружинина может послужить своеобразным предварением как к портретам друзей-сверстников (Борис Шацкес, Андрей Волконский, Евгений Альтман), так и представителей старшей генерации — крупнейших деятелей культуры XX века.

Федор Дружинин принадлежит к числу универсальных музыкантов. Такие личности стали редкостью в наш век растущей специализации, но так естественны для истории отечественной культуры. Судьбе было угодно даровать этому человеку четыре направления деятельности, как бы четыре дороги, коим суждено было слиться в самобытный творческий путь.

Всем нам помнятся проникновенные сольные концерты альтиста. Его удивительный инструмент звучал долгие годы в составе прославленного Квартета имени Бетховена, в ансамбле с мастерами, составившими гордость отечественной культуры, такими, например, как Мария Юдина, Ксения Эрдели, Вадим Борисовский, Святослав Кнушевицкий, Лев Оборин, Вера Дулова, Мария Гринберг.

Искусству Дружинина рукоплескали не только в нашей стране, но и за ее пределами. Его игрой восхищались слушатели Германии и Японии, Франции и Италии, Финляндии и Польши, Швейцарии и Канады. В Торонто на IX Всемирном конгрессе альта Дружинин был единственным исполнителем, удостоившимся восторженной овации и самых лестных отзывов специалистов — Вильяма Примроуза и Рафаила Хиллера.

Годы блистательной исполнительской деятельности музыканта подвигли крупных отечественных композиторов на создание новых произведений для альта. Рождались и завоевывали признание слушателей концерты Леденева и Фрида, сонаты Шостаковича и Вайнберга. Посвященные альтисту и им же впервые представленные на суд публики, эти сочинения звучали во многих залах Москвы и других городов России, во время гастрольных поездок музыканта за рубеж. Ф. С. Дружинин отдал много сил пополнению репертуара альта. Его постоянный поиск новых сочинений и первое их исполнение в нашей стране подарили слушателям ряд прекрасных произведений зарубежных авторов, долгие годы остававшихся неизвестными нашей публике. Музыкант был первым исполнителем у нас в столице концерта для альта Белы Бартока — классика венгерской музыки.

Отдельная тема — работа Дружинина в Квартете имени Бетховена, которая началась с приглашения Д. М. Цыганова «просто почитать ноты а и ю-го квартетов Шостаковича», а на самом деле оказалась подлинным экзаменом перед автором этих сочинений. Блистательно выдержав это спонтанное труднейшее испытание, Ф. Дружинин более чем на четверть века станет участником прославленного коллектива.

Ансамблевая игра стала второй магистралью творческого пути музыканта. Заметим, что лишь немногие ассамблисты имеют в своем активе записи всех квартетов Бетховена и всех квартетов Шостаковича. Дружинин в их числе. Осуществить подобное способны истинные мастера, исполнители экстракласса. И нет ничего удивительного в том, что этот коллектив был всегда первым исполнителем новых квартетов Шостаковича.

Следуя традициям своего кумира, Д. Д. Шостаковича, который посвятил участникам Квартета имени Бетховена несколько произведений и каждому артисту по отдельному квартету, Ф. С. Дружинин в своих воспоминаниях как бы дает совокупный портрет этого прославленного камерного коллектива, а также оставляет «штрихи к портрету» каждого его участника. Не устает музыкант восхищаться личностью и деятельностью своего незабвенного учителя Вадима Васильевича Борисовского, освещая значительность его места в летописи отечественной культуры XX века: «Звучание альта Борисовского, удивительно мощное и красивое — играл он на инструменте Гаспара да Сало — породило новое отношение к альту у композиторов и, в частности, у Д. Д. Шостаковича, который стал использовать альт в своих квартетах как инструмент тематический, несущий образную нагрузку, никаким другим инструментом не заменимую».

Заметки и эссе Ф. С. Дружинина содержат золотую россыпь важнейших сообщений музыканта-практика, которому посчастливилось много работать с Шостаковичем, обратить внимание на особую придирчивость композитора к ритмической стороне композиций (Дмитрий Дмитриевич был склонен скорее простить не ту ноту, чем нарушение временной организации его музыки). Зафиксированные Дружининым указания Шостаковича по поводу образной стороны его произведений — бесценные для исполнителей свидетельства живого слова гения.

Длительный творческий контакт Дружинина с Шостаковичем привел к событию, несомненно важнейшему в жизни Федора Серафимовича, которому композитор посвятил свое последнее сочинение. Вводя новые технические приемы (например, игра гаммы квартами), которые потом закрепились в практике, Шостакович обращался к альтисту с вопросами об их технической исполнимости. Как и в случае с альтовой партией некоторых поздних квартетов, первопроходцем становился именно Дружинин, который писал великому мастеру за несколько дней до его кончины: «Вы одарили меня самым прекрасным, самым драгоценным даром, который только может быть в жизни музыканта, и я отлично понимаю, что никакие слова благодарности не могут передать того чувства, которое я испытал и которое останется со мною до конца моих дней. Слушать и играть Ваши новые произведения было для меня всегда огромным событием, радостью и торжеством, что в мире еще есть такой создатель музыки. И теперь мысль о том, что благодаря Вашему великодушию и любви ко мне, я стал сопричастен рождению Вашего нового произведения, наполняет меня огромным волнением от ответственности за исполнение, чувством глубочайшей любви к Вам и бесконечной благодарности».

Шостакович был в числе тех, кто оценил и поддержал еще одну грань творческих устремлений музыканта. Речь идет о его третьем жизненном предназначении — композиторском творчестве. Федора Дружинина считают мастером в сфере камерного (вокального и инструментального) творчества. Соната для альта получила широкое признание на родине и за рубежом, вошла в репертуар видных отечественных и зарубежных исполнителей. Раннее сочинение Дружинина — Вариации для альта соло — получила высокий отзыв Шостаковича. Среди работ последних лет выделились и удостоились признания альтовый дуэт Sinfonia a due, струнное трио «Восточный эскиз», блистательная премьера которого состоялась в Швейцарии, и серия вокальных композиций: ноктюрны «Ночь и море», дуэт для сопрано и альта на слова Гете, хоры на тексты православных молитв, романсы и песни для детей...

Тот факт, что Федор Дружинин проявляет устойчивый интерес к вокальной музыке, нельзя считать случайным. Кантилена и тембр струнных предполагает естественный выход к совершеннейшему из музыкальных инструментов — человеческому голосу.

Педагогика является четвертой гранью художественных возможностей музыканта. Федор Серафимович — один из авторитетных профессоров Московской консерватории, где он преподавал более тридцати лет. Из класса Дружинина вышли талантливые артисты, удостоенные первых премий на ряде международных конкурсов, солисты и оркестранты, педагоги и профессора Консерватории.

Многие годы консерватории Франции, Италии, Швейцарии, Англии, Финляндии, Польши, Германии приглашали Дружинина на курсы интерпретации русской музыки (курсы высшего мастерства). В одном из многочисленных отзывов читаем: «Скажем прямо, что те, кто приехали, привлеченные репутацией, которую часто имеет «русская школа», бесконечно заниматься техникой — были разочарованы. Федор Дружинин совершенно явно приехал заниматься музыкой. «Кухня» интересует его только в том случае, когда ею надо заняться, чтобы приступить к музыке... А какая великолепная возможность поработать над сонатой Шостаковича под руководством человека, которому она посвящена. Или над произведениями самого Дружинина вместе с автором! Музыкант вел также класс камерной музыки. Квартеты Шостаковича вызывали особый интерес у стажеров по тем же причинам, что и соната: Дружинин играл эти квартеты в присутствии самого автора и смог, таким образом, сохранить данные им драгоценные советы. Более того, можно сказать, что Федор Дружинин относится к числу музыкантов, наиболее близких внутреннему миру Шостаковича».

О том, насколько выдающиеся музыканты современности высоко ценили вдохновенную игру и неповторимость исполнительской интонации Ф. Дружинина, свидетельствует его творческая и человеческая дружба с Марией Вениаминовной Юдиной. В многочисленных письмах (отрывки из некоторых приведены в книге) великая пианистка трогательно обращается к Дружинину «Мой дорогой Альт!». В письме к матери музыканта М. В. Юдина пишет: «В Дружинине я нашла поразительное инструментальное совершенство, сильный и благородный дух, вкус и, может быть для меня главное, глубокий интерес к современности».

Народный артист России, профессор Федор Серафимович Дружинин прошел путь на редкость типичный для наиболее талантливых представителей его поколения. Коренной москвич из высокоинтеллигентной семьи, он обучался в Центральной музыкальной школе. Затем Московская консерватория и аспирантура под руководством патриарха русской альтовой школы В. В. Борисовского. Первая премия на международном конкурсе и далее — неуклонное восхождение к вершинам мастерства.

Все, кто слышал вдохновенный альт Ф. Дружинина и знаком с его композициями, прочтут эту книгу с огромным интересом. А те, что пока мало знают творчество Ф. С. Дружинина, прочитав книгу, наверняка захотят услышать сочинения этого яркого мастера, его записи произведений разных эпох и стилей. Свою большую жизнь, всю без остатка, Федор Серафимович Дружинин отдает истинно святому служению Музыке.

Е. Долинская,
заслуженный деятель культуры,
доктор искусствоведения, профессор

 

О книге: Ф.С. Дружинин. Воспоминания. Страницы жизни и творчества

Книги ГЛК

 

Квитанция на оплату: