Игумен Паисий (Савосин). О пронзительности мелочей. // Камень Адама. Стихотворения и рассказы

 

Бывают такие мелочи, которые открывают большое.
Может быть, здесь с умным видом говорится что-то
совсем известное и простое, как хлеб. Но это так.
И они, мелочи, имеют свой пафос.

Вдруг в один момент что-то — что угодно:
какое-то слово, кусочек жеста, какое-то состояние природы
или движение голоса, случайное совпадение каких-то фактов,
и притом очень часто произносящий не знает, что он своей мелочью
что-то открывает, для него это естественно и просто, даже может быть
это и есть условие того, чтобы это могло произойти — вот тогда
(кто же может сказать, когда?) просто пронзает ясное чувство
щемяще беззащитного, всегда ускользающего, чистого и тонкого,
как октябрьский иней и октябрьское солнце...
И это даже не мысль, это тоньше мысли.
Может быть, это непорочность, какая иногда видится в детях?
Страшно определить... Сколько было таких, которые ошибались.
И сколь многие не дерзали, даже если это были такие...
Они говорили: «Вы — скажите мне, что во мне совершается?
вы скажите мне, кто — Совершающий?»1

Поэзия пронзает весь мир2. Какое она изберёт себе посредство в следующий раз?
Однако характер её ясен — он не может иметь ничего общего с грехом и греховным,
а если это не так, то тогда это ложь, а не поэзия.

Хотя бы и в облике ангела светла. Но в человеке всё смешано, и, пока он жив,
продолжаются изменения, и случается, что, в самом недре грязи светясь,
поэзия исторгает бедного ловца её из болотных глубин, а вместе с ним — может быть — и читающих.
Но тогда она пробивает путь, а остальное зависит от человека.

И это, как и всё вообще в мире, ведомо от начала и тысячу раз. Но что же...
Некоторые увидели в этом внимании к так называемым мелочам, в умении замечать их, точнее,
замечать то, что просвечивает сквозь них, выражение и даже условие настоящей любви3.
Потому что самое чистое в человеке всегда смиренно, всегда стремится стать «мелочью».
Любовь по свидетельству апостола — главная черта характера Христова4, свойство Святого Духа5.
Однако у людей она только «совокупность совершенства»6, то есть кровью приобретённых
прочих добродетелей в совершенстве7.

Далее, Христос в Священном Писании часто именуется Премудростью.
В человеках премудростью же именуются труды и искания, вселяющие «внутрь нас» Христа.

Начало премудрости — страх Господень8. Естественным и живым голосом страха Божия бывает внимание
к слышимому или читаемому слову Божию и молитве, внимание к своему сердцу.
Это есть — иметь «уши еже слышати» и «очи еже видети». Дух Божий не действует блестяще
и принудительно. Нужны очи и уши.

И тогда внимание к «мелочам» — это благоговение и соблюдение заповедей9.

Начало любви Божией — страх Господень. Начало любви к ближним — внимание к ним,
тонкий цветок, разрушаемый ветром, бережное, как на грязного, тощего и перезамёрзшего котёнка, дыхание.
Поэтому и сказано, что бывает так, когда это и есть выражение и условие истинной любви.

Человек, слышащий этот голос сквозь мелочи, и может быть назван поэтом.

 

Примечания

1. Свт. Игнатий, Странник.
2. Дж. Д. Сэлинджер, Зуи.
А. К. Толстой: Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель. /
Вечно носились они над землею, незримые оку... / Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, /
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова, и света, / Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть,
и слышать.
М. И. Цветаева: «Бытие само ищет уста, через которые оно могло бы сказать себя миру».
3. Дж. Д. Сэлинджер, Над пропастью во ржи, Опрокинутый лес.
4. 1 Ин. 4, 8.
5. Рим. 5, 5.
6. Кол. 3, 14.
7. Свт. Игнатий, Слово о любви и страхе Божием.
8. Пс. 60, 10.
9. 1 Ин. 2, 5.

 

 

О книге: Игумен Паисий (Савосин). Камень Адама. Стихотворения и рассказы

Игумен Паисий (Савосин). Искренность поэзии // Камень Адама. Стихотворения и рассказы

 

Книги ГЛК

 

Квитанция на оплату: