Историческая справка

 

Историческая справка, характеризующая деятельность Классической гимназии

«Классическая гимназия» при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина — негосударственное общеобразовательное учреждение, восстанавливающее традиции российского классического образования. Сегодня многие школы называют себя «классическими», возможно даже не зная о том, что оно имеет чётко определённый смысл: классическими традиционно называются только такие школы, образовательная система которых основана на преподавании классических языков — латыни, древнегреческого. Образцом, на который равняется наша школа, являются классические гимназии дореволюционной России, где эта традиция пресеклась в 1918 году, а также классические школы современной Европы, где эта традиция никогда не пресекалась, непрерывно развиваясь с XVI века. Более 90% людей, которые получили известность в какой-либо области знания или деятельности, информация о которых представлена в энциклопедиях, получили в школе классическое образование.

Нам посчастливилось иметь достойных учителей, передавших нашей школе традиции российского классического образования непосредственно из первых рук. Одним из таких учителей был Сергей Васильевич Шервинский (9.11.1892 — 30.12.1991), названный в Википедии «одним из самых виртуозных советских поэтов-переводчиков», блестящий знаток древнегреческого и латинского языков, перево-дивший Софокла, Еврипида, Овидия, Катулла, Плавта и многих других поэтов, дед директора гимназии Елены Фёдоровны Шичалиной (закончившей кафедру классической филологии МГУ, кандидата филологических наук) и один из учителей учредителя гимназии Юрия Анатольевича Шичалина (также закончившего кафедру классической филологии МГУ, кандидата филологических и доктора философских наук, профессора), С.В. Шервинский закончил одну из самых престижных в Москве Поливановскую классическую гимназию и прожил большую жизнь — без малого — сто лет. Многие детали и нюансы школьного классического образования, о которых не прочтешь в книгах, мы получили непосредственно от Сергея Васильевича. Вторым учителем учредителя гимназии — Ю.А. Шичалина был выдающийся русский философ и филолог Алексей Фёдорович Лосев (10.09.1893 — 24.05.1988), секретарём которого он был в течение пяти лет. А.Ф. Лосев закончил Новочеркасскую классическую гимназию, основанную в 1875 году, уровень образования в которой, как и во всех провинциальных классических гимназиях дореволюционной России, не отличался от уровня образования в столичных городах — Санкт-Петербурге и Москве и давал серьёзную подготовку в древних языках.

В нашей гимназии, начиная с 5-го класса, также преподаются древние языки: латинский, древнегреческий и церковнославянский. Поэтому, при открытии гимназии в 1993/94 учебном году, в ней был всего лишь один класс — 5-й. В 6-й и последующие классы набрать учеников было невозможно: начала древнегреческого и латыни не преподавались нигде. В 1994/95 учебном году в гимназии было — соответственно — два класса: 5-й и 6-й и т.д. В 1999 году состоялся 1-й выпуск гимназии, ученики которой впервые в Москве, после 80-летнего перерыва, выпускались со знанием латинского и древнегреческого языков. В этом же учебном году (1999/2000) по просьбам многодетных родителей, старшие дети которых уже учились в гимназии, был открыт 1-й класс начальной школы. В 2001 году гимназия получила государственную аккредитацию по виду «общеобразовательная школа». Следующая аттестация проходила в 2005/06 учебном году. Школа показала отличные результаты: процент обученности I уровня образования — 96%, II-й и III-й уровня — 100%.

Наша гимназия является православным образовательным учреждением. Закон Божий преподаётся с 1-го по 11-й класс православным священником, имеющим кроме духовного, светское образование филолога-классика. В гимназии имеется освящённый по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия домовый Храм во имя Трех Святителей, в котором регулярно совершаются богослужения. Занятия древнегреческим языком позволяют учащимся читать священные тексты, молитвы и многие песнопения на языке оригинала — по-гречески.

Дальнейшее развитие учреждения связано с приспособлением развиваемой нами модели классического образования к обязательным требованиям, предъявляемым в настоящее время Министерством науки и образования России к содержанию и организации образовательного процесса в средних учебных заведениях. В связи с особой спецификой нашей программы, об этом следует рассказать поподробнее.

Отметим, что современные тенденции развития российского образования самым наглядным образом говорят об отсутствии, в течение длительного времени, среднего классического образования в России. Руководители образования сегодня ориентируются на опыт лучших советских школ, считая их идеалом образовательной системы, и не представляют себе тот уровень образования, который давали классические гимназии до революции в России и дают до сих пор лучшие школы современной Европы, отнюдь не массовые.

Та же модель т.н. «реальной массовой» школы продолжает развиваться в России в настоящее время.

Существующие сегодня школы повышенного уровня: гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением какого-либо предмета работают по той же программе реальной школы с увеличенным числом часов по некоторым предметам, т.е., школы, основанной на изучении реалий сегодняшнего времени. Классическая школа, в отличие от реальной, основной упор делает на изучении истоков современной цивилизации, истории возникновения тех идей, которые появились в Древней Греции и впоследствии стали определяющими идеями для всей европейской цивилизации. В отличие от реального, модель классического образования ни в коем случае не может считаться массовой, потому что для освоения её программы необходимы интеллектуальные способности, значительно превышающие рамки т.н. «средних» способностей. Именно в этом, на наш взгляд, был основной недостаток дореволюционной системы образования: существовали выдающиеся школы повышенного уровня и ощущался значительный недостаток массовых школ. В университеты принимались лишь выпускники классических гимназий. Учащиеся, которые не смогли освоить программу гимназического курса (а таких было, примерно, 60% от общего числа поступавших в 1 класс гимназии), оказывались в трудном положении. Сегодня ситуация прямо противоположная: при огромном количестве массовых школ в современной России практически отсутствуют классические гимназии. Этим наша страна сегодня отличается от развитых стран Европы, Азии и Америки.

Принципы построения модели классического образования значительно отличаются от принципов построения модели массовой школы. Эти отличия аналогичны отличиям других, принципиально немассовых моделей, из близких образовательных областей. Например, все знают, что воспитание классического музыканта или классического солиста балета принципиально отличается от воспитания музыканта, исполняющего массовую популярную музыку (который может даже не знать нотной грамоты) или поптанцора (который может обходиться без классической начальной школы сценических движений и балетного станка). Система воспитания и подготовки будущего олимпийского чемпиона в спорте также принципиально отличается от системы массовых занятий физкультурой в обычной школе.

В современной модели образования считается, что по такому же принципу строится модель т.н. профильной школы на III уровне образования (10-11 кл.) или школы с углублённым изучением отдельных предметов. Однако, опыт развития современных зарубежных и, отчасти, российских профильных школ, свидетельствует о том, что ранняя специализация полезна лишь в т.н. «правополушарных» видах деятельности, основанных на целостном художественном восприятии, на интуиции в искусстве или на моторных стереотипах в спорте. Но в т.н. «левополушарных» видах деятельности, основанных на анализе, на логике, на конкретных алгоритмах, таких, как научная деятельность, изобретательство, предпринимательская и инновационная деятельность и проч., для достижения высших результатов ранняя специализация лишь вредит. Как правило, в этих видах деятельности, высшие достижения появляются на стыке различных дисциплин или подходов к той или иной теме, на пути, принципиально отличном от общепризнанных путей. А ранняя специализация прививает на ранних стадиях профессионального образования устойчивые стереотипы, которые приходится преодолевать в инновационной деятельности. В результате оказывается, что специалисты, получившие раннее профессиональное образование в т.н. «левополушарных» видах деятельности, становятся отличными профессионалами-исполнителями чужих идей, но редко предлагают что-то принципиально новое, инновационное.

Именно поэтому среди нескольких сотен тысяч российских учёных, уехавших за рубеж в последние два десятилетия, получивших советское реальное образование, творцов принципиально новых идей можно перечислить по пальцам одной руки. В отличие от послереволюционной эмиграции, когда из 18-20 тысяч эмигрировавших учёных (получивших в своё время классическое образование в царской России), несколько сотен совершили открытия или изобретения мирового уровня. В советские годы о них, как о белогвардейцах-эмигрантах, ничего не писали и современному россиянину фамилии многих из них — неизвестны. К ним относятся: В. Зворыкин — изобретатель телевидения, С. Тимошенко — создатель современной теории сопротивления материалов, И. Сикорский — изобретатель вертолёта, Дж. Кистяковский — создатель запала к американской атомной бомбе, В. Ипатьев — создатель высокооктанового бензина и многие-многие другие. Они получали не специализированное среднее образование, а углубленное общее классическое образование, которое поз-воляло им без посредников обращаться к творцам идей, лежащих в фундаменте современной цивилизации, читать непосредственно Платона, Аристотеля и Цезаря на их родном языке, оригинал, а не его подобие, ведь перевод всегда зависит от переводчика и несёт следы эпохи, в которую живёт переводчик. А блестящая подготовка по новым языкам, которую давала классическая гимназия, позволяла им быть в курсе современных европейских достижений.

Мы представляем этот краткий очерк основных идей классического образования по двум причинам: во-первых, этот тип среднего образования сегодня почти неизвестен педагогической общественности. Для того, чтобы профессионально судить о нём, надо вначале самому получить среднее классическое образование, но в течение 70 лет в России это было невозможно. Во-вторых, недавно Президент Российской Федерации указал на одну из целей, к которой должна стремиться наша страна. Эта цель — инновационное развитие, для которого потребуются творцы новых идей. Но приведённые нами примеры говорят о том, что массовая школа готовит, в лучшем случае, хороших исполнителей. Для решения задач инновационного развития непременно потребуется развитие российского классического образования. Подтверждением этого вывода является сравнение следующих цифр: образовательная система Швейцарии (население — 7,5 млн. чел.), классическая в её лучших образцах, воспитала 27 лауреатов Нобелевской премии (22 — в области науки, 2 — по литературе и 3 — премии мира), СССР — Россия (население которых в 20 раз больше), воспитала 19 лауреатов Нобелевской премии (12 — в области науки, 5 — по литературе и 2 — премии мира), т.е., по отношению к числу населения, уровень нашего образования в 30 раз уступает швейцарскому. Ещё раз отметим, что это происходит потому, что у нас, в отличие от Швейцарии, отсутствует классическое образование как система. Без возрождения этой системы любые разговоры об инновационном развитии нашей страны на наш взгляд — бесперспективны.
 

Образовательная деятельность и система управления

Наша модель образования предполагает воспитание учащихся на основе глубокого и систематического изучения древних языков. Классические греческие и римские тексты ещё долго будут оставаться образцом стиля, вкуса и глубины.

Культурное развитие европейских стран, а впоследствии стран Азии и Америки, сопровождалось эволюцией новых языков в этих странах, которые совершенствовались по мере освоения классических текстов, как образцовых и становились богаче. Эту эволюцию, в основном, под влиянием византийской церковной традиции, прошёл и наш родной язык.

Учащиеся гимназии рано начинают понимать, что каждый язык имеет свои особенности и перевод с одного языка на другой в какой-то мере условен. Сегодня дети рано знакомятся с компьютером и те из них, кто изучает иностранные языки, проводят эксперименты с программами машинного перевода с одного языка на другой. По тем переводам, которые предлагает машина, дети видят, что даже суперкомпьютеры сегодня эту задачу в полной мере решить не могут. Можно передать некий смысл предложения, который будет условно общим для обоих языков, но всегда останется нечто, характерное для одного языка и на другом, в полной мере, непередаваемое.

Занятие несколькими языками позволяет приучаться различать тонкие нюансы и смысловые оттенки, характерные для разных языков. Это же различие нюансов смысла относится не только к лингвистическим предметам, но также к предметам историческим, искусству и даже к естественно-научным предметам и математике. Понимание учащимся существующих оттенков смысла в передаче той или иной информации легко можно выяснить при устном опросе, но абсолютно невозможно этого добиться в тестах, адекватно составить которые (особенно для гуманитарных наук) также сложно, как осуществить качественный машинный перевод с одного языка на другой.

Предлагаемая Министерством науки и образования концепция профильного образования в 10-11-м классах, в некотором смысле углубляющая разделение знаний по отдельным учебным дисциплинам, привела к необходимости введения в учебную программу, начиная с 2006/07 учебного года, интегрирующего предмета, подводящего итоги всего среднего образования и представляющего с единых позиций современные знания о Боге, мире и человеке. Такой учебной дисциплиной, безусловно, является философия. Этот предмет на высоком научном уровне преподаёт в 10-м и 11-м классах профессор МГУ и СТПБУ Ю.А. Шичалин.

Углублению образовательного процесса весьма способствуют гимназические научные конференции. Эти конференции проводятся ежегодно, начиная с 2003 года. Эта форма деятельности оказалась востребованной у учеников. Совместно с научным руководителем они выбирают темы научных работ, готовят по ним доклады и защищают свои работы публично, в присутствии всей школы на ежегодной гимназической научной конференции. Тематика научных работ весьма разнообразна. В качестве примера приведём темы докладов VIII Научной гимназической конференции 29-30 апреля 2010 г.

1. Леонид Казанков, 10 кл. «История классического образования от основания Славяно-Греко-Латинской академии до наших дней». Научный руководитель (далее — н.рук.) д.ф.н. Ю.А. Шичалин.

2. Александра Россиус, 8 кл. «Из истории русского гекзаметра». Н. рук. д.ф.н. Ю.А. Шичалин, д.ф.н. А.А. Россиус.

3. Параскева Паниева, 8 кл. «Альбинизм у животных и человека». Н. рук. А.М. Чумакова.

4. Тамара Врублевская, 8 кл. «Происхождение вида Canis familiaris и пород собак: творческая роль человека». Н. рук. А.М. Чумакова.

5. Кирилл Гладков, 8 кл. «Скандинавская гривна с орнаментом (атрибуция)». Н. рук. В.Е. Сусленков.

6. Елизавета Гусева, 8 кл. «Баухаус и ВХУТЕМАС. Опыт сравнения». Н. рук. В.Е. Сусленков.

7. Екатерина Княжева, Мария Ключева, 7 кл. «Открытие античности в России петровского времени». Н. рук. М.С. Медведева.

8. Варвара Лундстрем, Елизавета Бакуменко, 7 кл. «“Последний день Помпеи” Карла Брюллова: археология и художественный вымысел». Н. рук. М.С. Медведева.

9. Анастасия Садур, Екатерина Котляревская, 8 кл. «Белофонные лекиры из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина». Н. рук. М.А. Лебедев.

10. Тихон Давыдов, 9 кл. «Роль Московского археологического общества в изучении Херсонеса Таврического». Н. рук. М.А. Лебедев.

11. Анна Вавилова, 9 кл. «Благовония античности и Древней Руси». А.М. Чумакова. Н. рук. к.хим.н. Н.И.Кириллова.

12. Всеволод Секретев, 9 кл. «От Демокрита и Аристотеля до Ломоносова, Бутлерова и Менделеева». Н. рук. к.хим.н. Н.И. Кириллова.

13. Василий Папковский, 10 кл. «Политика Наполеона в отношении Англии». Н. рук. к.ист.н. П.В. Лукин.
 

Большая часть учащихся — это дети из интеллигентных семей, родители которых знают, что такое классическое образование и отдают к нам своих детей сознательно. 

За все годы существования школы наши ученики не допускали никаких серьёзных антиобщественных проступков, не было ни одного контакта с милицией и иными надзорными органами.