Ю. А. Шичалин. Доклад по теме "Тридцать веков европеизма и важность классического образования для европейской цивилизации"

Тезисы выступления на международном семинаре по проблемам классического образования 08.06.2012,
организованном кафедрой древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ
совместно с Греко-латинским кабинетом

1. Классическое образование в России в XIX – начале XX вв. У России связи с европеизмом носят, с одной стороны, исконный и ясный характер: в то время, когда наиболее полно европеизм представляла Византия, мы благодаря Византии были приобщены к христианству и соответствующей европейской выучке, очень хорошо и быстро нами усвоенной. Уже по «Слову о законе и благодати», древнейшему памятнику русской литературы, видно, что его автор, митрополит Иларион, прекрасно владел правилами классической риторики, усвоенными от византийских богословов. Эта греческая традиция была представлена еще в XVII веке Епифанием Славинецким. Но именно с этого времени в Россию активно начинает проникать традиция западного образования, которая на два с лишним века определяет наше отношение к Европе. Таким образом, наше школьное образование вторично приобщилось к тому же греческому языку как к самостоятельному предмету уже под влиянием школьных программ, пришедших с Запада; но именно исконная церковная связь с Византией обеспечивает для нас возможность увидеть свое место в общеевропейском и мировом историческом процессе. В XIX веке силами частных ревнителей и при мощной государственной поддержке была создана система классических гимназий, что привело к расцвету науки, культуры и искусства в России. Но развитие классического образования сопровождалось мощным атеистическим движением, что после известной катастрофы 1917 года привело в 1918 году к полному уничтожению классических гимназий и гонениям на Церковь.

2. Попытки вернуться к классическому образованию при Сталине имели совершенно декоративный характер (как изменение военной формы, погоны, etc.): империя не может без классики. В 1940-1946 гг. реформы проводились наркомом образования, Владимиром Потемкиным, получившим в свое время гимназическое образование и окончившим историко-филологический факультет Московского университета. Со смертью вождя народов это направление среднего образования совершенно заглохло.

3. Принципиальная ущербность образовательной системы в современной России. Современная школа, как и советская школа, готовит в лучшем случае технарей без широкого кругозора и самостоятельного взгляда на вещи, а чаще – некомпетентных менеджеров. Выступление академиков-атеистов против основ православной культуры – тому подтверждение.

4. Роль кафедр классической филологии и классических гимназий для восстановления образовательной системы. 1990 год: МГУ и Курсы древних языков при ГЛК; к 2012 году ситуация в корне переменилась: кафедра Классической филологии РГГУ; развитые курсы древних языков в программе Семинарии и Академии, куда теперь нельзя поступить, не сдав греческий; Греко-латинский кабинет в МДАиС; кафедра ДЯиДХП в ПСТГУ; олимпиады по латинскому языку;

5. Необходимо в корне поменять подход к содержательному наполнению образования. Тридцать веков европеизма никак нельзя свести к истории одной Западной Европы и ее ответвления – стран американского континента. Беспристрастный взгляд на историю европеизма ясно показывает непрерывное сосуществование Европы с ее восточными и южными соседями. Это привело сначала к созданию империи Александра Македонского и эллинистическим монархиям; затем – к созданию Римской империи; затем – к доминирующей роли Византии. В поствизантийский период мощное продвижение Европы на Западное полушарие сопровождалось целым рядом территориальных потерь на Востоке, которые в известной мере компенсировались культурным проникновением греков на Восток, приведшим к мощному развитию сирийской, армянской, грузинской, арабской и персидской литературы и философии. Но если продвижение европеизма на Западе и в России было жестко связано с христианством, то на Востоке этой жесткой связи не было.

Для сегодняшней ситуации это по сей день имеет решающее значение: мы едва ли можем всерьез предполагать, что мусульманские страны, так или иначе приобщенные к достижениям греческой образованности, откажутся от всех преимуществ ставших глобальными информационных и образовательных институтов и методик европеизма; но как для этих стран, так и для Китая с Индией усвоение христианской основы европейской культуры может быть результатом очень сложных и подчас болезненных процессов. Но о скорости процессов усвоения европеизма (спорт, музыка, философия, литература) можно судить по Японии; стремительна сегодняшняя европеизация Китая, и вопрос о целостном осмыслении в этих странах истории Европы, за три тысячелетия приобретшей планетарное распространение, – это вопрос даже не десятилетий, а нескольких лет.

Но при этом все разговоры о глобализации никак не влияют на образовательные программы в России: мы по-прежнему изучаем античность–средние века–возрождение, между тем как на наших глазах произошла глобализация именно европейских способов фиксации, хранения и передачи информации и европейской системы образования. Результаты тридцати веков европейской культуры, из которых двадцать веков принадлежат христианской Европе, должны не только быть заново осмыслены, но и войти в школьные учебники.

Разумеется, учитывая  многообразие потенциальной аудитории, в изложении основ европеизма необходима вариативность, но при любом идеологическом подходе константы останутся общими: в области работы с информацией – алфавит–свиток–кодекс–печатная книга–компьютер; в области образования – институт начальной, средней и высшей школы, построенный на основе выделения классических текстов, консервируемых и транслируемых в приоритетном порядке, в сочетании с системой научных дисциплин, предлагающий различные и постоянно меняющиеся варианты рационалистического взгляда на мир.

Греческая и римская цивилизации создают и транслируют образовательную систему на фоне язычества, раз и навсегда смененного христианством, чьими первыми языками стали греческий и латынь; для всей последующей Западной Европы и России, как уже было сказано, освоение и репродукция европейской образовательной системы обеспечена Христианской Церковью. Поэтому, если речь идет о православных школах, то тут мы получаем следующую картину трех тысячелетий: от изобретения алфавита до Рождества Христова – евангельское приуготовление; первое тысячелетие нашей, то есть христианской эры – существование нераздельной Церкви; второе тысячелетие христианской эры – разделение церквей с дальнейшим дроблением западной церкви.

При любом взгляде на тридцать веков европеизма очевидным остается тот факт, что первым языком Европы, исправно служившим в качестве первого и наиболее развитого языка образования, науки и Церкви в течение примерно двадцати пяти веков (от изобретения греками алфавита до падения Константинополя) был греческий язык; вторым языком, представлявшим европеизм в течение двадцати трех веков (со второй половины III века до Р.Х. до начала XX века), был латинский; развитие прочих языков всякий раз обеспечивалось усвоением и развитием европейской системы образования в тех государствах, которые представляли носителей данного языка.

Освоение и развитие европейской системы научного знания естественным образом опиралось на владение этими языками, позволяющими из первых рук черпать информацию о величайших достижениях европейского разума. Поэтому наличие в образовательной системе того или иного государства классических гимназий, то есть школ с двумя древними классическими языками и двумя-тремя современными языками, свидетельствует об интеллектуальном и историческом кругозоре соответствующих народов и принципиально обеспечивает перспективы их развития; тогда как отсутствие в образовательной системе того или иного государства классических гимназий свидетельствует о его сознательно культивируемой второсортности, то есть о неумении и нежелании обеспечить себе подлинные перспективы разностороннего развития.

6. Духовно-нравственное содержание образования. Духовное и нравственное начало в школьном образовании должна в первую очередь задавать сама осмысленная и содержательно наполненная школьная программа. Не введение в программу одного-двух предметов для патриотизма и духовности, а сознательный полноценный труд учащих и учащихся по освоению действительных вершин европейской цивилизации, которая исторически и по существу немыслима без христианства. Не преподавать и изучать некоторые сведения, связанные с христианством, и при этом вне всякой связи «проходить» прочие дисциплины, но понимать комплексный и целостный – энциклопедический – характер воспитания и образования, когда каждая из дисциплин осознается на своем месте и в своем соответствии общим убеждениям и вере во Христа.

7. Особенность сегодняшнего момента в том, что сегодня восстановление российской образовательной системы может оказаться важнейшей частью общеевропейского движения за восстановление интеллектуального и нравственного уровня образования. Если государство по недоразумению или сознательно по-прежнему отказывается этим заниматься, эту задачу должны взять на себя частные школы при поддержке Церкви. Роль именно православных школ в этом по идее должна быть и в принципе может быть очень велика. Но все эти «по идее», «в принципе» и прочие оговорки, к сожалению, необходимы в силу известной инертности православных школ. Это в свою очередь объясняется отсутствием специально подготовленных педагогов. Мы давно говорим о необходимости создания на базе ГЛК и нашей гимназии Московского международного центра классического образования. В свое время эта идея была поддержана Святейшим Патриархом Алексием II, но у прежнего руководства Москвы реализация этой идеи вошла в конфликт с некоторыми частными интересами. Для успешного решения этого вопроса сегодня необходимо сделать несколько шагов.

Первый шаг – формирование правильного представления о целях и задачах воссоздания системы классических гимназий в России и формирование общественного мнения по этому вопросу.

Второй – создание курсов подготовки и переподготовки гимназических преподавателей.

Третий – организация классических гимназий во всех университетских центрах России.

Для успешного решения этих задач нам нужна реальная поддержка государственных структур, потому что потребность в добротном и традиционном для России образовании для наших одаренных детей должна быть удовлетворена не на уровне нескольких школ, а в общероссийском масштабе. И решать эти вопросы было бы более продуктивно в рамках работы Московского международного центра классического образования. Возглавляемые Анн Коффинье структуры Créer son École и Fondation pour l’École, объединяющие около 500 школ, могли бы стать важными партнерами в деятельности этого центра, точно так же, как и европейские классические школы, прекрасно представляемые на нашей конференции гимназией Хильверсума.