М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Святы ли иконы

 

Текст приводится по учебнику: 

Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков. 
Учебник для
 6 класса общеобразовательных учреждений.       
М.: Русское слово, 2012.

Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII—IX вв.)

 

 

Провозглашение Карлом Великим Франкской империи было немалой дерзостью. Ведь единственным государем, который имел право на императорский титул, был ромейский василевс. Но Византия переживала тогда трудные времена и не могла всерьез воспротивиться намерениям Карла. Извне на Ромейскую державу наступали арабы. Внутри империю сотрясали распри между иконоборцами и иконопочитателями.

 

Греческий огонь

Во второй половине VII в. византийцы навсегда теряют Сирию, Палестину, Египет и северную Африку, уступив их мусульманам. Теперь арабы постоянно вторгаются в малоазийские провинции империи, атакуют они и островные владения византийцев в Средиземном море. Остановить арабов удается только василевсу Льву III Исавру (717— 741). Лев Исавр был незнатного происхождения, но славился как искусный полководец. Не успел он взойти на престол, как арабы осадили Константинополь с моря и суши. Византийцы разгромили арабский флот, применив очень мощное оружие — греческий огонь.

Греческий огонь — горючая жидкость, которая под давлением выбрасывалась из особых трубок на корабли неприятеля. Аппараты, метавшие греческий огонь, устанавливались на византийских судах. В использовании греческого огня были хитрости и тайны, которые византийцам долгое время удавалось оберегать от врагов, мечтавших овладеть этим страшным оружием. Даже захватывая византийские корабли, снаряженные греческим огнем, враги не умели применять его в сражениях.

В итоге решительных действий Льва Исавра на море, а также благодаря партизанской войне, начатой византийцами против арабов в Малой Азии, мусульмане вынуждены были отступить. Арабы долго не могли оправиться от понесенного поражения. Победы Льва Исавра отвели опасность исламского завоевания, нависшую над Малой Азией.

 

Иконоборчество

В правление Льва III Исавра среди византийских христиан возобладало учение, которое отвергало почитание святых икон — иконоборчество.

Иконоборческие идеи существовали в христианстве издавна. Иконоборцы утверждали, что поклонение иконам равноценно поклонению идолам, а не Богу. Бог есть дух, а не тело, изобразить дух (в противоположность телу) невозможно. Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин выразил мнение иконопочитателей. Он писал, что между Богом и иконой. Его изображающей, есть тайная действенная связь. Созерцая икону,человек приобщается к этой связи, почитание иконы приближает человека к Богу.

 

В 726 г. Лев Исавр открыто поддержал иконоборцев, присоединились к ним как многие знатные, так и простые люди. Однако большая часть народа, особенно монахи, не приняли иконоборчества. Население Византии раскололось на два враждующих лагеря. Политические группировки стали использовать споры об иконах в борьбе против своих соперников. Византийское общество наполнилось бесплодными раздорами, почитатели икон подверглись гонениям. Смутное время длилось более столетия. Только в 843 г. императрица Феодора восстановила иконопочитание. Византия вышла из этих раздоров значительно ослабленной. Как раз в разгар иконоборческих смут и была провозглашена на Западе империя франков.

 

 

 

 

Македонская династия
 

Новое усиление Византии связано с императорами Македонской династии. Основатель династии — император Василий I (867—886).

Василий родился в бедной крестьянской семье в Македонии. В детстве Василий был уведен в плен болгарами и долгое время жил у них невольником. Позже, уже взрослым человеком, он возвратился в Византию и стал одним из конюхов императора. Благодаря необыкновенной физической силе Василий обратил на себя внимание при дворе. Могущественные покровители помогли бывшему конюху обрести высшие должности. Василий был решительным и прозорливым человеком. Император Михаил III стал опасаться Василия и завидовать его уму. Однажды он послал убийц, чтобы покончить с Василием. Однако покушение не удалось, Василий сверг Михаила III и стал василевсом.

Василий I, сам захвативший власть силой, постарался ввести новый порядок в престолонаследии: отныне трон переходил исключительно к членам правящей династии; потомки Василия властвовали в Византии свыше полутора столетий. Василевсам Македонской династии пришлось вести бесконечные войны на границах империи. Ромеи уже не думали о завоеваниях, они лишь оборонялись от вторжений воинственных соседей: в Малой Азии и на Средиземном море их главными противниками оставались арабы, а на севере — болгары, угрожавшие самой столице. Огромную территорию Византии могло защитить только многочисленное и хорошо вооруженное войско. Содержание большой наемной армии было не по средствам изрядно опустевшей византийской казне, и солдат в ромейское войско набирали из крестьян, покупавших себе коня и вооружение на собственные деньги. Поэтому василевсы старались особыми законами защитить права и имущество свободного крестьянства, нередко страдавшего от притеснений богатых землевладельцев и государственных чиновников.

Василевсы, укрепляя централизованную власть, успешно препятствовали распаду государства на независимые княжества. В отличие от Западной и Восточной Европы Византия избежала раздробленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Византийская дипломатия

Без помощи хитроумной дипломатии византийцам вряд ли удалось бы отбиться от своих врагов. В Византии существовало особое ведомство «иностранных дел», в котором служили профессиональные дипломаты — василики, и переводчики со всевозможных языков.

Византийский посол, прибыв к иностранному государю, первым делом предъявлял верительную грамоту, подтверждавшую его полномочия. В начавшихся переговорах дипломат не смел преступить пределы полученных им на родине инструкций: превышение полномочий жестоко каралось. И если в ходе переговоров неожиданно выяснялись какие-то новые обстоятельства, то ромейскому посланнику надлежало через особых курьеров срочно связаться для совета с Константинполем. Привезенный дипломатом договор обретал силу только после ратификации (подтверждения) его василевсом. Послам предписывалось проявлять при чужеземном дворе неизменную приветливость и щедрость, восхищаться местными обычаями, но так, чтобы не уронить своего достоинства и не принизить тем самым империю ромеев. Эти и другие правила посольского дела, введенные византийцами, прочно вошли в практику многих европейских дворов и применяются также в современной дипломатии.

Византийская дипломатия достигла наибольших успехов на северных границах империи, в южно-русских степях, через которые стремились к Дунаю кочевые варварские народы. Заключая союзы с варварами, подкупая их, ссоря между собой, византийские дипломаты уберегали империю от разрушительных вторжений аваров и хазар, венгров и печенегов, русов и болгар.

 

Вопросы

1. Почему арабы так легко завоевали Сирию и Египет,
но не смогли отнять у Византии Малую Азию?

2. В чем идеи иконоборцев напоминают установления мусульман?

3. Почему потребовались особые законы для защиты крестьян,
к чему стремились богатые землевладельцы и знать в своих отношениях
с крестьянством?

4. Подумайте, почему византийская дипломатия достигла наибольших успехов
среди варварских народов на северной границе империи, а не в мусульманской
Азии или в Западной Европе?

 

Из «Истории» Никифора, патриарха Константинополя о преследовании иконопочитателей при Льве III

Говорят, что император (Лев III), услышав о землетрясении и извержении вулкана на одном из островов недалеко от Крита, счел это свидетельством Божиего гнева и старался угадать, какова же причина этого. Поэтому-то он и восстал против благочестия и святых икон, замышляя их низвержение, ибо полагал по невежеству, что будто бы от водружения икон и от поклонения им произошло страшное знамение. И начал он учить народ собственным догматам. Многие, впрочем, горько оплакивали оскорбление церкви. Именно поэтому жители Эллады и Кикладских островов, отвергая неблагочестие, ополчились на императора. Собрав многочисленный флот, они поставили над собою императором некоего человека по имени Косьма и прибыли к царственному городу. Жители города, сразившиеся с ними, подожгли многие из кораблей вокруг Косьмы. Видя поражение, (мятежники) побежали к (своему) императору. Один из его архонтов, по имени Агаллиан, увидев это и отчаявшись в собственном спасении, предал себя вместе с войском (морской) пучине. Косьма же и другой (мятежник), Стефан, были схвачены и обезглавлены...

 

Из законов императора Романа I (934)

...Пусть никто впредь из высших и низших чинов гражданских, военных и церковных... не осмеливается вступить посредством покупки, дара или каким другим путем в какое-либо селение или деревню, покупая его земли в целом или хотя бы даже частью... Злоупотребление властью со стороны таких лиц, являющихся в села с многочисленной челядью, рабами и всякого рода спутниками, не только увеличивает тяготы бедных и ведет за собою восстания, преследования, барщину, притеснения, вымогательства, но служит к непосредственному и немалому государственному ущербу и вреду. Потому что именно крестьянское землевладение удовлетворяет двум существенным государственным потребностям, внося казенные подати и исполняя воинскую повинность. То и другое должно будет сократиться, если сократится число крестьян.

 

Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара,
о приеме во дворце василевса (949)

В Константинополе к императорскому дворцу непосредственно примыкает зала изумительного великолепия и красоты, у греков называемая Магнавра, или Золотая палата. Император Константин велел привести ее в порядок для приема прибывших одновременно со мной послов испанского халифа и Лиутфреда, богатого купца из Майнца, который тогда был послан германским императором. Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. Я оперся на плечи двух евнухов и так был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. Я же не испытал ни страха, ни удивления, так как еще раньше был осведомлен некоторыми знатоками о всех этих вещах. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины. Он не произнес ни слова, а если бы и хотел произнести, то такое нарушение церемониала считалось бы в высшей степени неприличным. О жизни и здоровье Беренгара меня спросил логофет (Логофет — один из важнейших чинов при константинопольском дворе.). Ответив ему по обычаю, я покинул залу аудиенции и отправился назад в свою гостиницу.

 

Византийский император и писатель Константин Порфирородный
о ромейской дипломатии (908—959) 

(Порфирородный — родившийся в Порфире, особом покое в императорском дворце, где обычно разрешались от бремени императрицы. Слово «порфира» означает пурпур или же ткань, окрашенную в пурпурный — «царский» — цвет. Поэтому Константина Порфирородного часто называют Багрянородным.) 

Я полагаю весьма полезным для василевса ромеев искать мира с народом печенегов, заключать с ними дружественные соглашения и договоры, посылать отсюда к ним каждый год посланника-апокрисиария с подобающими и подходящими для (этого) народа дарами и забирать оттуда заложников и (печенежских) послов. Пока василевс ромеев находится в мире с печенегами, ни русы, ни тюрки не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и богатств, (ибо они) побоятся, что василевс употребит силу этого народа (печенегов) против них, когда они выступят на ромеев. Печенеги, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю русов и тюрок, уводить в рабство их ясен и детей и разорять их землю...

В стороне Болгарии по направлению к области Днепра, Днестра и других рек расположился народ печенегов. Когда послан отсюда василик с кораблями, то... обнаружив их, он оповещает (печенегов) через своего человека, пребывая сам на кораблях и... охраняя на судах царские вещи. Печенеги сходятся к нему, и, когда они сойдутся, василик дает им своих людей в качестве заложников, но и сам получает от печенегов их заложников и держит их в кораблях. А затем он ведет переговоры с печенегами. И когда печенеги принесут василику клятвы по своим законам, он вручает им царские дары... Нужно договариваться с ними, чтобы они исполнили службу против русов или против болгар, когда у василевса появится потребность в этом.

 

Вопросы

1. Кажется ли вам правдоподобным объяснение патриарха
Никифора причин иконоборчества императора Льва III?

2. Оцените уровень развития механики в Византии по рассказу Лиутпранда.

3. Что можно сказать о методах и приемах византийской дипломатии
по отрывкам из сочинений Лиутпранда и императора Константина?

4. Чем мог быть привлекателен для печенегов союз с ромеями?

 

Текст в интернете:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st004.shtml