С. Бочкова, Е. Жарова «История в цвете: фотографии С.М. Прокудина-Горского». 2017

 

 

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 г. в городе Муром Владимирской губернии. 

 

 

Родовое имение Прокудиных-Горских — Фуникова Гора.

 

 

Сегодня этот населенный пункт не существует. Род Прокудиных-Горских внесен в Дворянскую родословную книгу Владимирской губернии в 1792 г.

 

 

Высшее Сергей Михайлович образование имел, вероятно, химико-технологическое. В конце 80-х годов он совершенствует свое образование в Германии. Здесь же в 90-е годы начались его исследования по цветовоспроизведению в лаборатории немецкого химика профессора Мите.

Императорское Русское Техническое Общество (ИРТО), созданное по инициативе профессоров и инженеров Петербурга в 1866 г. ставило своей целью «содействие развитию техники и технической промышленности в России». Членами общества в разное время были почти все крупнейшие учёные, инженеры и промышленники России: А. Бутлеров, Д. Менделеев, Д. Чернов, П. Яблочков, А. Попов, А. Крылов, Л. Нобель и многие другие.

В 1878 году по инициативе Д.И.Менделеева был организован V-й фотографический отдел ИРТО. С 90-х гг. по всей России стали организовываться фотографические общества. Фотографический отдел ИРТО оставался центром развития фотохимии, фотооптики и научной фотографии. В 1898 г. Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела ИРТО и выступает на заседании отдела с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)», опубликованным на страницах «Записок ИРТО». В этот период его авторитет исследователя и одновременно знатока фотографической практики достаточно высок, 2 августа 1901 года в Петербурге на Б.Подъяческой 22 открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С.М. Прокудина-Горского. Именно здесь у Прокудина-Горского наконец-то появляется своя химическая «испытательная», как он назовет ее позже, лаборатория, здесь с 1906 по 1909 годы будет расположена редакция журнала «Фотограф-Любитель», в течение 10 лет в этом же доме на Б. Подъяческой будет жить и семья Прокудиных-Горских.

 

«Фотография в натуральных цветах моя специальность…»

 

 

 

Впервые сообщение о способе изготовления цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии было сделано Прокудиным-Горским 13 декабря 1902 г., а в январе 1905 г. он «ознакомил собрание со своими работами по цветной фотографии, проводившимися им в течение 3-х последних лет в Берлине в лаборатории профессора Мите и в С.-Петербурге. Затем докладчик показывал около 70 сделанных им снимков за границей и у нас в России. В числе их были весьма различные по колориту и содержанию, так, например, виды Дагестана и Кавказа, осенние виды Финляндии, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца и др. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы, вызывали долго несмолкающие аплодисменты и возгласы одобрения среди присутствующих».

 

 

Заметим, что это было собрание профессиональных фотографов и специалистов, отлично владевших всеми современными фотографическими и фотохимическими методами. Получить такое одобрение  профессионалов было очень сложно, бесстрастный протокол передает его очень точно.

В то время на практике применялся единственный способ цветного фотографирования, разработанный немецким профессором А. Мите. Процесс получения цветного изображения был еще чрезвычайно трудоемким: с одной точки снимали через три различных фильтра три негатива.

 

 

 

 

Их проявляли и фиксировали, а затем контактным способом, используя красящие пигменты, получали три окрашенных в основные цвета позитива. Для того чтобы иметь изображение в натуральных цветах, позитивы нужно было совместить. Сначала научились добиваться такого совмещения, проецируя позитивы одновременно на экран.

 

 

Однако большая стоимость проекционной аппаратуры и естественное желание каждого фотографа видеть снимок не только на полотне экрана заставляли искать иные способы. Сложность заключалась в том, что при трехцветном переносе необходимо было экспонировать три различных по цвету позитивных изображения, точно совместив их.

 

 

Всю технологию процесса С.М.Прокудин-Горский описал в 12 номерах журнала «Фотограф-Любитель» за 1906 год. В 1905 г. Прокудин-Горский открыл (создал) новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее красочные сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 г. немецкими химиками Мите и Траубе, в отличие от которых состав Прокудина-Горского делал бромо-серебряную пластину одинаково чувствительной ко всем частям цветового спектра. В описаниях, которые сопровождают его цветные фотографии в журнале «Фотограф-Любитель» всегда указывается «очувствлено по методу С. Прокудина-Горского», а позже: «на пластинах С. Прокудина-Горского».

В декабре 1906 г. «Петербургская газета» сообщает, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь добился хороших результатов и предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено». 27 и 28 апреля 1906 г. Прокудин-Горский выступает на VI Международном конгрессе прикладной химии в Риме с докладами «Наблюдения и исследования при фотографировании в натуральных цветах» и «Прикладная фотография в России» с демонстрацией работ.

В 1907 году появляется система цветного фотографирования на пластинах «Автохром», изобретенных и запатентованных фирмой Бр. Люмьер. Под светочувствительный слой, непосредственно на стекло наносили мельчайшие крупинки крахмала, окрашенные в три основные цвета. Пластинки вкладывали в кассету стеклянной стороной наружу, так что свет проходил через окрашенные крупинки крахмала, как через фильтр, прежде чем попадал на чувствительный слой. Пластинки «Автохром» были встречены восторженно, казалось, что цветная фотография благодаря ним становится доступной для широкого круга фотолюбителей. На заседании фотографического отдела ИРТО Прокудин-Горский делает сообщение и демонстрирует «весь ход процесса съемки с живой натуры, специально для этого приглашенной», здесь же проявляет пластины, производит обращение цветного негатива в диапозитив. Во время сушки пластин он показывает ряд снимков, специально приготовленных, «для наглядного пояснения причин неудач и важности правильной экспозиции в этом сложном и капризном процессе».

Совершенствование цветной фотографии шло двумя путями: во-первых, увеличение скорости экспозиции, позволяющее фиксировать быстро текущие события; во-вторых, увеличение возможности тиражировать снимок. В каждое из этих направлений Прокудин-Горский внес свой вклад.

Он выступает на международных конгрессах по прикладной химии, успешно участвует в международных фотографических выставках и конкурсах, ему присуждена золотая медаль в Антверпене «за снимки в красках непосредственно с натуры», жетон «за лучшие работы» в Ницце. Русское фотографическое общество в Москве избирает его своим почетным членом наряду с братьями Огюстом и Луи Люмьер и профессором Мите, а фотографический отдел ИРТО – своим председателем. С 1906 г. Прокудин-Горский становится редактором-издателем лучшего в России периодического издания по светописи «Фотографа-Любителя».

 

 

 

 

 

 

 

Лучшей демонстрацией достижений в области цветной фотографии были полиграфические отпечатки цветных снимков,  помещаемые в каждом номере «Фотографа-Любителя» и издаваемые в качестве открыток.

Бывая за границей, Прокудин-Горский имел возможность сравнить отечественную цветную фотографию и полиграфию с зарубежной и с гордостью писал: «…мы в России не стоим на месте, а идем вперед довольно крупными шагами… Побывав в Берлине, Лондоне, Париже, Вене, Милане и поприглядевшись внимательно к иностранным работам в красках, работам, которые вообще-то появились в публике сравнительно недавно, могу сказать, что у нас это дело стоит нисколько не ниже, а по правдивости передачи во многих случаях и выше.

 

 

 

 

Если принять во внимание, что цветное типографское воспроизведение начало развиваться в России каких-нибудь 4-5 лет, то, безусловно, следует признать огромный успех».

 

«Портрет с натуры в натуральных красках…»

 

 

В мастерской Прокудина-Горского на Б. Подьяческой 22 выполнялись и заказные фотоработы: проявлялись и печатались снимки фотолюбителей. Один случай побудил его обратиться с письмом в Ясную поляну: «Глубокоуважаемый Лев Николаевич. …Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1-3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги… Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру. Эти изображения вечны — не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может».

 

 

Приглашение было получено, и в мае 1908 года Прокудин-Горский отправился в Ясную Поляну. Три дня провел он в семье Толстых. Съемка была сделана один раз, кассета доставлена на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для их упаковки». Фотографирование было произведено в пять с половиной часов вечера, тотчас после верховой прогулки Толстого, «оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем». Портрет был впервые опубликован в августовском выпуске «Записок ИРТО» за 1908 г., которым русская техническая общественность чествовала «великого представителя русской мысли и слова».

 

 

 

 
 

Несколько позже он сфотографировал два театральных портрета Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова из одноименной оперы Мусоргского и в роли Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст», портрет в роли Мефистофеля мало известен и с 1915 г. качественно не воспроизводился. Портрет Шаляпина в роли Мефистофеля замечателен передачей цвета сценического костюма. Костюм привлекает своим общим колоритом, полным необычайной своеобразности: это не правильный красный тон прежних костюмов Мефистофеля, — он приближается к оранжевому, не впадая в него». Передать этот тон можно было только с помощью очень точной цветной фотографии, и Прокудин-Горский единственный мог сделать это и, как свидетельствует фотография в книге, сделал.

Портреты, большинство пейзажных и архитектурных снимков мастера мы с полным правом можем отнести к художественной фотографии, однако, сам фотохудожник свою главную задачу видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего». Он настаивает в своей полемике с фотохудожниками нового направления, что «фотография все-таки искусство протокольного характера». 

 

«Применение фотографирования в натуральных цветах
к сохранению древних памятников России»

 

В 1908 г. в залах Академии художеств была развернута выставка и устроен вечер демонстрации достижений русских фотографов. Гвоздем программы вечера, состоявшегося 30 мая, стал показ на экране цветных проекций Прокудина-Горского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современник пишет, что представление то и дело прерывалось взрывом рукоплесканий. Среди археологических снимков была показана замечательная древняя ваза, хранящаяся в Эрмитаже, цвета которой начали пропадать. Документальная точность полученного изображения запечатлела их на века и открыла возможность реставраторам воссоздать их.

Большой научный интерес представляли также снимки цветных украшений на туркестанских храмах и зданиях, сделанные в начале 1907 года до землетрясения 8октября 1907 года, разрушившего эти ценнейшие реликвии истории.

Великий князь Михаил Александрович пригласил фотохудожника показать во дворце сделанные снимки и познакомить со способом получения цветных изображений с натуры, затем такое же предложение поступило от Императрицы Марии Федоровны, после чего мастеру предложили продемонстрировать свои работы Государю в Царском Селе.

В годы эмиграции, вспоминая об первом посещении Царского Села, Прокудин-Горский писал: «Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т.п.

 

 

По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие». Хронологическую канву событий мы можем установить по очень точным, хотя и лаконичным, каждодневным записям в дневнике Николая II: « [1909 г.] 3 мая. Воскресенье. […] Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».

Теперь у фотохудожника появилась реальная возможность осуществить свой грандиозный замысел: «Запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах». Этому отныне отдаются мастерство, энергия, деньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

По высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях Министерство выделяло пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью, а для р. Чусовой – моторную лодку. Для съемок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали мастеру доступ во все места Российской Империи, а местная администрация должна была оказывать ему всяческое содействие в успешном проведении съемок. После окончания каждой экспедиции, занимавшей, как правило, лето, Прокудин-Горский обрабатывал полученный материал, показывал свою работу Министру путей сообщения, а затем демонстрировал снимки в Царском Селе. Все съемки Прокудин-Горский производил на собственные средства, правительство ограничилось транспортной помощью.

Фотохудожник планировал в течение десяти лет сделать 10000 фотографий достопримечательностей России от Финляндии до Тихого океана. И чисто технически он уже был способен осуществить столь грандиозный замысел: добился высокой цветочувствительности своих пластин, позволявшей делать на них моментальную съемку, мог производить пластины в достаточном количестве и успешно тиражировать полученные изображения.

У него был большой опыт полевых, походных съемок, он бывал во многих экспедициях как член Императорского Русского географического общества.

Уже первый год работы показал, что осуществить задуманное на собственные средства не удастся. Стоимость специальной аппаратуры, реактивов, пластин, фотобумаги, плата помощникам приводили к тому, что каждый снимок обходился 10 рублей, 1000 фотографий производимых ежегодно, стоили 10000 рублей.

Экспедиции, обработка и описание отснятого материала не оставляли времени для других заработков, а в семье было трое детей. Деньги быстро таяли, коллекция росла, обработанный материал на стеклянных пластинах был достаточно громоздким, для его хранения требовалось помещение. Крупные частные фирмы предлагали Прокудину-Горскому капитал, однако уверенность в том, что коллекция должна принадлежать государству, заставила его обратиться в правительство.

Специально созданная Советом Министров «Межведомственная комиссия» в своем «Заключении» отметила «Когда картинам С.М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное положение между культурными странами». Были произведены все сметные расчеты и определены суммы на покупку прав и продолжение работ. Однако, все намерения остались только на бумаге. Думается, что роковую роль сыграла гибель П.А. Столыпина в сентябре 1911 г. 

В «Заключении Межведомственной комиссии...» встречаем подтверждение того, в Туркестане была удачно проведена что киносъемка: по методу Прокудина-Горского были получены «этнографические картины групп жителей, находящихся в движении, например: ярмарки, народные празднества, крестные ходы и т.п. Получение таких картин возможно только при моментальной экспозиции, для чего необходимо было спроектировать и построить особый новый фотографический аппарат, впервые испытанный С.М.Прокудиным-Горским осенью сего 1911 г. при поездке в Туркестан». Уже в эмиграции, в Париже, подводя итог проделанной в России работы, Прокудин-Горский дает перечень отснятого:

"ОБСЛУЖЕНЫ БЫЛИ:

1) Мариинский водный путь;
2) Туркестан;
3) Бухара (старая);
4) Урал в отношении промыслов;
5) Вся река Чусовая от истока;
6) Волга от истока до Нижнего Новгорода;
7) Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых;
8) Кавказ и Дагестанская область;
9) Муганьская степь;
10) Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война);
11) Мурманский железнодорожный путь.

Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы."

Начавшаяся Первая Мировая война заставила его почти полностью отказаться от съемок коллекции и работать для военных надобностей: заняться цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фото препаратов, обучением съемкам с аэропланов и т.д. Последний раз снимки из Коллекции достопримечательностей России демонстрировались на родине 12 и 19 марта 1918 г. в Николаевском зале Зимнего дворца на вечерах под названием «Чудеса фотографии», устроенных Народным Комиссариатом Просвещения. Вскоре после Октябрьской революции Прокудин-Горский был назначен профессором специально созданного по указанию А.В.Луначарского фото-киноинститута. Но уже в 1918 г. он покинул Россию.

 

 

 

 

В эмиграции, попав после скитаний в Париж, С.М. Прокудин-Горский вместе со своими сыновьями, унаследовавшими профессию отца, и дочерью Екатериной, в замужестве Свечиной, организуют фотоателье. В начале 30-х гг. Прокудин-Горский отошел от дел в лаборатории и занялся просветительской деятельностью. Ателье, теперь уже под названием «Братья Горские», продолжило свою деятельность. В семье сохранился экземпляр превосходного цветного альбома национальных павильонов Всемирной парижской выставки 1937 г., снятый братьями Михаилом и Дмитрием Прокудиными-Горскими по методу отца. 

Скончался С.М. Прокудин-Горский 27 сентября 1944 г. в «Русском Доме» и похоронен на русском кладбище во французском городе Сен-Женевьев-де-Буа.

 

 

 

 

 

 

 


Литература: