А.М. Белов «Ars Grammatica». Глава XVIII. Латинская метрика. Особенности чтения латинских стихов. Элизия, афайресис и синизесис

 

Элизией называется исключение из стихотворного метра («выпадение») слога, представляющего собой один гласный или окончание гласный + m, если следующее слово начинается с гласного, — так как несколько гласных подряд составляли зияние (hiatus), неприятное античному слуху. Слог, подвергшийся элизии, приравнивается к 0 мор и не учитывается при чтении стиха. Не следует думать, что он не произносился вовсе: есть свидетельства, опровергающие это. Элидированный гласный, очевидно, превращался в лёгкий (носовой?) призвук; по другой точке зрения, возможно, зияющие гласные сливались. Тем не менее, по традиции элидированный гласный не произносят. Элизия обыкновенно должна была происходить в любом месте стиха, кроме конца строки.

Замечание. Не следует забывать, что звук [h] в латинском языке не составлял самостоятельной фонемы и потому рассматривался как придыхание к следующему гласному; оттого элизия происходила и перед словом, начинающимся с h.

Примеры:

Mūsa et → Mūs’et;
Mūsam et → Mūs’et
certam hōram → cert’hōram

 

Афайресис — вид элизии, которому подвергался не первый зияющий гласный, а второй;
это явление можно увидеть только у слов es и est:

Mūsa est → Mūsa'st.

В учебных текстах элизия и афайресис обычно обозначаются на письме квадратными скобками [...]; в изданиях античных авторов они не обозначаются вовсе.

 

Синизесис — искусственное слияние звуков, когда два зияющих гласных внутри слова произносились как один*:

deesse → [dēsse], dēhinc → [dīnk].

Случается редко и обычно только у этих слов.

 

 

* Не следует путать синизесис с собственно слиянием — красисом.

Синизесис — это необязательное соединение звуков, спровоцированное метром или быстрой речью.

Красис — слияние обязательное и грамматически закреплённое, которое регулярно отражается на письме.