Н.И. Дужина. Публий Вергилий Марон. (1) Краткие сведения о латинском стихосложении

Отрывки из IV эклоги («Буколики»), I-й и II-й книг «Энеиды»
на латинском языке с комментариями и словарем

Пособие подготовлено Н. И. Дужиной

Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет.
Учебное пособие. Москва, 2004

 

Краткие сведения о латинском стихосложении

Латинское стихосложение основано на чередовании д о л г и х   и   к р а т к и х слогов.
Сочетание в определенной последовательности долгих и кратких слогов образует группы, которые воспринимаются слухом как ритмические единицы, повторяющиеся в правильной последовательности. Такая ритмическая группа называется стопой (pes). Стопы могут быть двухсложные, трехсложные и четырехсложные. Единство стопе придает наличие в ней так называемого с и л ь н о г о   в р е м е н и , т. е. такой части, которая звучит с большей силой (т.е. с ударением). Это ритмическое ударение (ictus – удар) может не совпадать с грамматическим (accentus — повышение голоса). При чтении латинских стихов соблюдается только ритмическое ударение (мы выделяем сильное время стопы экспираторным ударением), а грамматическое ударение accentus (которое в древности носило музыкальный характер) опускается вовсе, ибо мы не можем сохранять его так, чтобы оно не нарушало стихового ритма. Единицей стихотворной речи является строка, или стих (versus), состоящая из определенного количества стоп того или иного объема и места в стопе ритмического ударения (сильной части).

Наиболее употребительный латинский стих — дактилический гексаметр: строка состоит из шести стоп, в каждой из которых длительность сильной части (на которую падает ритмическое ударение ictus) и слабой (на которой нет ритмического ударения) равны. Та часть стопы, на которой делается ритмическое ударение (ictus), всегда состоит из долгого слога. Время, необходимое для произнесения одного краткого слога, называется м о р о й (mora — промедление). Долгий слог содержит в себе две моры. Таким образом, время произнесения стопы в гексаметре всегда равно четырем морам. Дактилем называется сочетание одного долгого слога с двумя краткими (схема); в дактиле сильное время всегда приходится на начальный долгий слог. В первых четырех стопах дактиль может быть заменен спондеем, т. е. стопой, состоящей из двух долгих слогов (длительность стопы при этом остается прежней — 4 моры), в которой сильное время по-прежнему приходится на начальный слог. 5-й дактиль очень редко заменяется спондеем. Последняя стопа гексаметра является усеченной, т. е. всегда двусложна; кроме того, последний слог этой стопы безразличен к длительности (может быть как долгим, так и кратким). Таким образом, общая схема гексаметра имеет следующий вид:

Длинные стихи (каковым является и гексаметр) при произношении делятся на две части: на определенном месте стиха, которое совпадает с концом слова, делается небольшая пауза, разрезающая стих на более или менее равные половинки. Эта пауза называется цезурой (caesura — разрез). Цезура (на схемах отмечаемая ||) в гексаметре может быть в разных местах. Наиболее употребительна цезура после долгого слога 3-й стопы, на который падает ритмическое ударение, например:

Часто встречается также цезура после долгого слога четвертой стопы, обычно в сочетании с цезурой после долгого слога второй стопы.

Итак, опорой при расстановке ударения в латинском стихе может служить правило: ударными являются первый и предпоследний слоги строки; ударный слог третьей стопы часто совпадает с концом слова, после которого и делается пауза; пятая стопа, как правило, дактиль, т.е. состоит из трех слогов – долгого ударного и двух кратких безударных.

 

Простейшие правила о долготе и краткости гласного следующие:

дифтонги всегда д о л г и е;

гласный перед другим гласным или h   к р а т о к, за исключением: e в окончании ei;
 i в окончании -ius (родительном падеже местоименного склонения), i в формах глагола fio (кроме fit);

гласный перед группой согласных является д о л г и м, за исключением тех случаев,
когда эту группу составляют сочетания немого (p, b; t, d; c, g) с плавным l или r (muta cum liquida), например: replico, fabrica;

если конечный слог одного слова оканчивается на согласную, а в начале следующего слова находится две или нескольких согласных
(кроме z, а также сочетания s с согласной: sp, sm), то такой конечный слог тоже становится д о л г и м;

окончания a, i, o, u обычно бывают д о л г и м и (исключения: а обычно кратко в им. п. ед. ж. р. и мн. ч. ср. р.: rosa, corpora);

окончание e по большей части бывает к р а т к и м (исключения: е бывает долгим в abl. sing. 5 скл.: re;
во 2-м л. ед. ч. повел. накл.:dele; в наречиях: longe; в односложных словах: me, ne)

 

При чтении латинских стихов нужно учитывать также следующие обстоятельства:

1. Если за словом, оканчивающимся на гласную или двугласную, следует слово, начинающееся с гласной или двугласной, то такое явление производит неприятное для слуха сочетание звуков, которое называется зиянием. Чтобы этого не было, гласный звук в конце первого слова подвергается так называемой элизии («выталкиванию»), т. е. не читается, например: saper(e) aude (читать надо saper’aude).

2. Если слово оканчивается на гл.+ m, а за ним следует слово, начинающееся на гласную, то элизии подвергается слог (гл.+ m), например: mult(um) ille (читается mult’ille).

3. То же самое относится к ситуации, когда за словом, оканчивающимся на гласную, двугласную или m, следует слово, начинающееся на h (которая в этом случае не читается), например: toller(e) (h)umo (читается toller’umo).

4. Если за словом, оканчивающимся на гласную или m, следует es или est (формы глагола быть), то, наоборот, не произносится e, например: bona (e)st, bonum (e)st (читается bona’st, bonum’st).

5. Если встреча гласных происходит не в разных словах, а внутри одного и того же слова, то иногда они сливаются в произношении в один долгий звук, например, alveo произносится как [альво]; dehinc — как [динк]; deesse как [дессе]. Такое слияние двух гласных звуков в один называется синезесис.