«ИСТОРИЯ МОДЫ. НАЧАЛО XX ВЕКА. Надежда Петровна Ламанова». Выставка к спектаклю выпускного класса. Июнь 2018

 

 

Выставка к спектаклю в постановке Н.А. Волковой на выпускном вечере. Июнь 2018     Н. П. Ламанова. Портрет работы В. А. Серова, 1911 г. 

 

Н.П. Ламанова (1861-1941) знаменитый художник-модельер, о которой писали: «Она одевала цариц и крестьянок, не каждому это дано».

Рожденная в обедневшей дворянской семье (село Шутилово Нижегородской губернии), после окончания гимназии, Надежда решает зарабатывать на жизнь своим трудом и едет в Москву, где после обучения в школе кройки О. Суворовой открывает своё дело и школу прикладного искусства на Большой Дмитровке. Её мастерская приобретает известность в творческой среде живописцев, режиссеров, актеров. У неё одевались многие известные женщины того времени, — Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова, Анна Павлова, члены царской семьи.

В феврале 1903 года в Петербурге состоялся большой костюмированный бал, который назвали Русским. Всe гости этого бала, в том числе и царская семья, были одеты в русские национальные одежды. Ламанова принимала участие в создании этих нарядов.

Модели стиля модерн требовали отказа от корсета и знаменитая с 1310 года туника «a Ia russe» — тончайшая кисейная рубашка, отделанная мехом, возродилась усилиями П. Пуаре (Франция) и Ламановой в 1910 году. Модели Ламановой были чрезвычайно дороги.

После революции Ламанова потеряла своё ателье и состояние, но не уехала из России вслед за своими клиентами и продолжала работать, создавая новые шедевры портновского искусства. Её модели в 20-е годы демонстрировали киноактриса Ольга Хохлова и Лиля Брик.

В начале 20-х годов Надежда Ламанова разрабатывает модели простой одежды для широких слоёв населения, работает в театре Вахтангова. С 1922 года она состоит членом Академии Художественных наук, участвует в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, где её награждают специальным дипломом. В 1925 году на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже Надежда Петровна представила уникальную коллекцию платьев в русском стиле из домотканных материалов — льна и холста в ансамбле с головным убором, сумкой и украшениями, которые были выполнены из бечёвки, шнура, вышивки, соломы и хлебных шариков. Её работа заслужила Гран-при, а модели были раскуплены мгновенно.

В настоящее время сохранившиеся работы Надежды Ламановой представлены в Государственном Эрмитаже, в коллекции Александра Васильева, в музее Метрополитен в Нью-Йорке, музее МХАТ и частных коллекциях.

Посмотрите, как менялся стиль одежды с конца XIX  века до 20-х годов XX века в исполнении выдающегося мастера костюма Надежды Петровны Ламановой.