М. фон Альбрехт. История римской литературы. Вторая глава: II. поэзия. А. Римская драма. Греческий фон

 

Михаель фон Альбрехт. История римской литературы
От Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи
Перевод с немецкого А.И. Любжина
ГЛК, 2003. Том I. 

Примечания, библиографию, хронологическую таблицу,
список сокращений смотрите в печатном издании книги

 

 

Трагедия

Из трех великих греческих трагиков — Эсхила (ум. 456/5 г. До Р. X.), Софокла (ум. 406/5 г. до Р. X.) и Еврипида (ум. 406 г. до Р. X.) — наибольшим влиянием в Риме пользовался последний.

Это соответствовало эллинистическому вкусу, для которого Еврипид был «трагичнейшим» (Arist. poet. 1453 а 29 слл.).

Сюда же относится и значительное влияние эллинистической трагедии, которое также определяет постановку, восприятие и переработку классиков. Трагические поэты — нам известно более 60 имен — творят во многих местах, напр., при дворе Птолемея Филадельфа (285-246 гг. до Р. X.). К сожалению, до нас дошла только «Александра» Ликофрона (вероятно, начало II в. до Р. X.) — длинная пророческая речь Кассандры — и отрывки из драмы Езекииля о Моисее Exagoge (вероятно, II в. до Р. X.) — «исторической» пьесы с двукратной сменой места действия (у Евсевия, рrаер. еv. 9, 28; 29 р. 437-446). В остальном мы вынуждены ограничиваться фрагментами, дошедшими на папирусах, у Стобея или в латинском преломлении. Материал эллинистических трагедий примерно на треть не пересекается материалом аттической драмы; он восходит к редким мифам или же к древнейшей и новейшей истории — к нему могла примкнуть римская praetexta, как Энний — к эллинистическому эпосу. В гибели эллинистической трагедии виновны не ее недостаточно высокие литературные достоинства, а ориентирующийся на Аттику вкус императорской эпохи.

 

Комедия

Для римских комических поэтов не имеет никакого значения Древняя комедия, главным представителем которой был Аристофан (пьесы 427-388 гг. до Р. X.). После промежуточной фазы Средней комедии возникает Новая, задающая тон для Плавта и Теренция. В противоположность Древней она отказывается от сказочной фантастики и нападок на действующих политиков, разыгрывается в обществе городских обывателей и обладает вымышленным, целостным, ясно структурированным сюжетом, который в архитектурном отношении ориентируется на трагедии позднего Еврипида. Соответственно хор уходит на второй план; важную роль начинают играть интрига и узнавание героя.

Ведущие авторы Новой комедии — Менандр (ум. 293/2 г. до Р. X.), Филемон (ум. ок. 264/3 г. до Р. X., столетним стариком) и Дифил (IV-III вв. до Р. X.). Неоспоримый лидер жанра. Менандр, — образец для большой части пьес Плавта и Теренция; последнего особенно привлекает тонкая лепка характеров. Дифил, творец романтической Rudens и фарсовой Casina, также дает образец для оживленной сцены в Adelphoe Теренция. К Филемону, чьи сильные стороны — комичные ситуации, моральные сентенции и хорошо разработанный сюжет, восходят Mercator, Trinummus и, возможно, Mostellaria.

Глубокомысленный и утонченный Аполлодор — образец для Phormio и Hecyra Теренция. Демофил, о чьем стремлении к популярности свидетельствует самое имя, — вдохновитель Asinaria.