М. фон Альбрехт. История римской литературы. Вторая глава: II. поэзия. A. Эпос и драма. Акций. Обзор творчества. Источники, образцы, жанры

 

Михаель фон Альбрехт. История римской литературы
От Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи
Перевод с немецкого А.И. Любжина
ГЛК, 2003. Том I. 

Примечания, библиографию, хронологическую таблицу,
список сокращений смотрите в печатном издании книги

 

 

 

Обзор творчества

Трагедии: Achilles, Aegisthus, Agamemnonidae, Alcestis, Alcimeo, Alphesiboea, Amphitruo, Andromeda, Antenoridae, Antigona, Argonautae(?), Armorum iudicium, Astyanax, Athamas, Atreus, Bacchae, Chrysippus, Clutemestra, Deiphobus, Diomedes, Epigoni, Epinausimache, Erigona, Eriphyla, Eurysaces, Hecuba, Hellenes, Io, Medea (Argonautae), Melanippus, Meleager, Minos, Myrmidones, Neoptolemus, Nyctegresia, Oenomaus, Pelopidae, Persidae, Philocteta, Phinidae, Phoenissae, Prometheus, Stasiastae vel Tropaeum, Telephus, Tereus, Thebais, Troades.

Под вопросом: Heraclidae, Theseus, Automatia, Andromacha.

Претексты: Aeneadae aut Decius, Brutus, (Tullia).

Остальное: Didascalica, Pragmatica, Annales, Parerga, Sotadica.

 

Источники, образцы, жанры

Как и Пакувий, в своем драматическом творчестве Акций ограничивается в основном трагедией; однако труд его жизни куда объемнее: известно свыше 40 названий. Среди греческих оригиналов — в отличие от предшественника — первое место занимает Еврипид; второе достается Софоклу; меньше представлен Эсхил. Влияние позднейшей греческой трагедии должно быть значительным: Акций вовсе не консервативен в выборе образцов. Широк также диапазон мифологических сюжетов: наряду с преобладающим троянским циклом стоит фиванский, а также совершенно другие мифы, как, напр., Andromeda, Medea, Meleager, Tereus. В очень редких случаях сохранились (или засвидетельствованы) непосредственные греческие оригиналы. Где у нас есть возможность сопоставить (Вакханки и Финикиянки Еврипида, Антигона Софокла, Прометей Эсхила), Акций проявляет значительную самостоятельность. Он отклоняется также от своих латинских предшественников: в своей драме о Медее он использует другой материал, нежели Энний. Его Телеф также не совпадает с Телефом Энния и Еврипида. В Клутеместре первая роль отведена не Агамемнону, а его жене. Для претекст о Бруте, изгнавшем Тарквиния, и о жертвенной смерти II. Деция Муса при Сентине в 295 г. до Р. X. нужно считаться с анналистами — может быть, с Эннием.

Annales должны были бы — по названию и по размеру — быть историческим эпосом; однако сохранившиеся фрагменты — мифологического и теологического содержания. Хотел ли Акций создать наряду с военным эпосом Энния «некую разновидность истории культуры и культа»? В драмах он также искусно избегает опасности столкнуться со своими римскими предшественниками. Однако название Sotadica напоминает об Эннии (Sota).

Наряду с этим Акций — как и его современники Порций Лицин, Валерий Эдитуй — обращается к процветающему жанру эссеистйки, которая частично пользуется стихотворной формой. По крайней мере девять книг содержалось в Didascalica, где различные стихотворные размеры чередовались с прозой. Этот труд — с формальной точки зрения предшественник Менипповой сатуры — обсуждает в изящной, предназначенной для самой широкой публики форме (возможно, диалогической) литературно-историческую тематику: эпос, драму, поэтические жанры, хронологию, вопросы подлинности у Плавта (frg. 17 Morel = fig. 17 Buchner). Этот жанр мог оказаться предшественником цицероновского Брута. Из Parerga мы располагаем только одним фрагментом о пахоте; был ли образцом Гесиод? Остается под вопросом, был ли наш поэт автором астрологического Praxidicus. К грамматике мы еще вернемся.