А.М. Белов «Ars Grammatica». Глава XVIII. Латинская метрика. Особенности чтения латинских стихов

 

Икты. До сих пор не утихает полемика между различными учёными о том, имел ли латинский стих какие-либо ритмические ударения или нет. Сторонники музыкального ударения считают обычно, что латинский (и древнегреческий) стих имел два вида ударений: прозаическое музыкальное, которое сохранялось в словах, и ритмическое динамическое, которое падало на арсисы стоп, создавая при этом ритм. Их противники говорят, что ударение динамической природы в латинском слове исключает какие-либо дополнительные ритмические ударения в стихах. Отсюда возникает вопрос: как следует читать тогда латинские стихи? Ведь если сохранять при чтении прозаическое ударение, мы пожертвуем ритмом; если же ритмическое — то часть слов потеряет своё обычное прозаическое ударение. Так возникают две точки зрения:

1) читать стихи с прозаическими ударениями (романский способ) 

2) жертвовать прозаическими ударениями в пользу ритмических (германский способ).

Здесь мы обратимся подробно именно ко второй точке зрения, но не потому, что она кажется более убедительной, а потому, что она представляется более сложной для понимания, ибо читать стихи как прозу вы сможете и так; кроме того, такое чтение стихов имеет и ту пользу, что из стиха вы без труда сможете узнать, долог или краток гласный в любой позиции, — а это умение пригодится всегда. Естественно, настоящий филолог должен владеть обоими способами.

 

Сам я считаю, что икт в латинском языке — это мнимость. Говорить об икте мы можем только в смысле определённого ритмического ожидания, которое через определённый временной интервал должно определённым образом подтверждаться (а когда и как — это зависит от размера). На самом деле одного морового противопоставления слогов достаточно для создания стихотворного ритма; при этом чтение латинских стихов с прозаическими ударениями и сохранением долгот (и даже без него) позволяет услышать совершенно чёткий ритм, доступный для понимания и русскому человеку. Поэтому вряд ли есть основания думать, что древние люди читали свои стихи как-то совершенно не так, хотя вникать в детали нам в этой книге не место.