Гуго Гроций. Адам изгнанный. 3. Акт третий

 

Сатана. Адам

Ямбические триметры

Врага, что шагом гордым супротив меня
стремится, вижу, — значит приближается
злодейства время: наконец сюда ко мне

845

Адам подходит, и к тому ж — один идет.
Его оставил — к пользе нашей ярости —
небес блюститель ныне без союзника.
Сковав обмана сетью неразрывною,
его поймаю: я удары выверил;

850

А путь для козни хитрой пусть притворная
любовь изыщет. Ты спокойно зришь врага14,
сатана, и зубом хищным не разишь его? —
Узда слабеет, не справляясь с яростью.
Так оный стада самый сильный ужас — волк,

855

всегда, когда стремится он задрать быка, —
следов читает тихо знаки дальние,
и сдерживает, медля, торопливый шаг.
Но коль добыча прямо перед ним стоит, —
прыжком бросается мощным, и вздымает шерсть,

860

пасть скалит, и не терпит промедления.
Блеснет надежда — трудно ярость сдерживать.
Но нужно сдержаться: явных стрел удар слабей
разит защищенных, — что же, явим дружество.
Земного круга кормчий, властелин морей,

865

Адам, десницу стиснуть разреши твою.
Что взор блуждает строгий, что любезные
глаза отводишь, отвергая преданность?
Тебе я создан равным дланью Громовника,
и светлый зрил меня своим насельником

870

эфир когда-то. Богом — тем, кто так суров
ко мне, к тебе же — впрочем, не вечно — милостив, —
клянусь, что в счастье тысячу друзей я знал.
А ныне, доле подчинясь, оставила
меня их стая. Ты же снисходительно

875

над жалким сжалься: вот рука просителя —
залог любови верный, — обещай же мне
союз нетленный. Что ж главой качаешь ты?

 

Адам

Соперник Бога, вероломный, проклятый,
От чистой плоти отстрани нечистые

880

прикосновенья: друг мне тот, что Богу друг.
Ты, кто за страшный грех мученью вечному
был предан Богом, — прочь от глаз блаженного
и праведного!

 

Сатана

Но не век же следует
пылать враждебным гневом? Ярость, знаешь ли,

885

уму — погибель, сердцу — боль бессонная.
Ведь зависть, горе, страх, тоска, подавленность
и гнев — не могут утеснять счастливого.
Несчастных мучит оный сонм терзающий
и тех, кто злобен: всюду влечься к лучшему

890

блаженный должен, — брось же ярость злобную.

 

Адам

Скорей в небесных нивах злаки сжатые
в снопы увяжут; и Земля, вращаяся,
подымет звезды, и в огне моря сгорят,
и огнь прольется влагой; повернет Евфрат

895

к своим началам воды, вспять текущие 15,
иль Тигр помчит к истокам струи быстрые, —
чем заключу я мир, любовь и дружество
с изгнанником неба. Как у волка с агнцами,
в союзе нашем будет то же равенство,

900

пока, влекома алою повозкою,
Заря восходит, Ночь — блистает звездами,
пока блажен я буду, и несчастен — ты.

 

Сатана

Кто смел — с могучим бьется; тот, кто жалкого
сразить способен, — духа полон низкого.

905

Зверей владыка, Лев не станет буйствовать
пред кротким агнцем, рыком утеснять быка;
но пред медведем вздыбит гриву грозную,
и пасть отверзнет, скаля зубы острые.
Коль веришь, будто я тебе опасен, — то

910

войну из страха отложи; коль нет, — тогда
войну ты все же отложи: считай, что я
не стою гнева, мир прими предложенный,
вассала, счастлив сам, приветь в несчастии.

 

Адам

Считай, что гнева моего не стоишь ты,

915

любви — тем меньше.

 

Сатана

Да, но не ничтожны мы,
Адам, такого не держись ты мнения,
И можем другу мыслью, словом, силою
помочь. Конечно, Бог, насколько мог, меня
лишил владений. Но в душе — честь прежняя,

920

И сердце — зорко мудростью глубокою.
У нас осталось царство, силы есть свои,
и власть большая. Горд эфирный храминой
Бог-громовержец, царство наилучшее —
земля и море — отдано тебе, — но мне

925

послушны глуби: тем, что под стопой твоей,
владеем царством; правят мглистым Тартаром
отверженных жезлы Демонов. С моим твое
владенье рядом, — можем править вместе мы.

 

Адам

Что суша служит жезлу моему и Понт, —

930

дар Громовержца, — но ему за это я
служить обязан: как его вассал, других
не ищу вассалов, или же союзников, —
тем, что назначил Бог, вполне довольствуюсь
и лишь убыток вижу в грешной прибыли.

 

Сатана

935

Но кто ж отвергнет дар, другим предложенный?

 

Адам

Кому даритель столь же, сколь и дар, не мил.

 

Сатана

Однако пользы в войнах бесконечных нет.

 

Адам

И нет ущерба: страха и надежд я чужд.

 

Сатана

Нужда несчастных для счастливца выгодна.

 

Адам

940

Что совесть позволяет, то и выгодно.

 

Сатана

Препятствует ли совесть заключать союз?

 

Адам

Зовешь союзом общность преступления?

 

Сатана

Все, чем владею, тем владей и ты равно.

 

Адам

Что можешь кроме зла ты дать, делясь своим?

 

Сатана

945

Вредить не стану, помогу, где следует.

 

Адам

Что ты поможешь, кто же мне поручится?

 

Сатана

Клянусь, ручаюсь, слово и обет даю.

 

Адам

Злодей, изменник, вероломный, изгнанный.

 

Сатана

Клянусь великого Бога волей вечною.

 

Адам

950

Он ныне в небе без тебя обходится

 

Сатана

Коль лгу, пусть вечно гнев его казнить меня.

 

Адам

Боится ль казни, худшим не испуганный?

 

Сатана

Я помогаю другу…

 

Адам

Да: погибать с тобой.

 

Сатана

Коль ты, упорством безрассудным движимый,

955

не хочешь мира, — ныне же вражду мою
и гнев познаешь. Вечно ковы злобные
готовить стану, вечно буду враг тебе.
Дня не увидишь без войны иль хитрости, —
из сердца ярость не уйдет возникшая:

960

ты, отказавшись быть моим союзником,
со мной разделишь кару, — зреет месть моя.

 

Адам

Ярись, свирепствуй вволю: я условия
войны приемлю, не боясь угроз твоих.
Кто доступа в сердце стрелам не дает твоим,

965

Того любови Божьей щит тройной хранит.
Бояться Бога — вот приют надежнейший.
Изгнанник, прочь.

 

Сатана

Вас также ждет изгнание.

 

Хор

Асклепиадовы стихи

О Евфрат, что рожден дальнею Капотой,
ты, прорезав страну горной Армении,

970

долу с Тавра скользишь тученосителя;
ты, набравшийся сил у Каппадокии,
тут лишь волю даешь буйству течения,
после мчишься стремглав в земли закатные,
но склоняешь свой путь к Нотам, несущим дождь,

975

нет иных берегов, больше прославленных,
стиснув коими ток, ты бы катиться мог,
чем святые места присноутешные,
где Эдем, в четырех руслах обласканный,
где обильна земля, где, перемешаны

980

с почвой, воды твои гуще становятся.
Здесь десница творца рощу обильную
украшает древес разнообразием.
С веток виснут плоды ношей тяжелою:
Смоквы сочные здесь, сливы душистые

985

и каштаны среди Крустумерийских груш 16;
там на листьях лежит скрытый двустворчатой
скорлупою орех, рядом миндаль, за ним
мушмула меж ветвей виснет пурпуровых;
вишни спелые есть, а земляничины

990

с шелковицей одним пурпуром крашены.
На лугу посреди сада Эдемского
Вседержителем два древа посажены:
вечной жизни одно символ, другое же —
знаменует собой знанье двоякое:

995

плод запретен его, кара за тяжкое
преступление — смерть: ибо страдания,
беды с тяжкой нуждой, старость тяжелая,
смерть и все, чем еще будет чревато зло, —
за корою его скрыто запретною.

1000

Под платаном густым здесь возлежа, Адам,
перевивши виски зеленью лавровой,
наг, с женою своей нежной (а хочет он, —
так воссев на брегах тока Ассирии), —
прославляет дары мощи божественной

1005

песни летом святым, сладостно льющейся.
Песнь заслышав, летят ближе пернатые,
сладко вслед ей звучит песнь соловьиная,
подпевает Евфрат 17, тихо струящийся.

1010

Уступает ему Нил, истекающий
по семи рукавам в море широкое,
Нил, поящий Фарос 18 влагой обильною;
и с летящей стрелой сходно несущийся
Тигр, чье русло с его руслом встречается;

1015

и по Индии Ганг жаркой струящийся,
златоносным своим током прославленный.
Человеков чета! — ежели любо вам
жить в блаженстве таком — бойтеся, бойтеся
волю Бога презреть Законодателя.

1020

Не срывайте же плод древа запретного,
всех родителя бед. Кара великая
ждет ослушников. Се зрите, как Тартара
утесняет тюрьма скованных демонов,
от эфира границ отчего свергнутых.

1025

Если Божья мила щедрость, и если страх
пред Господом есть, если к Отцу — любовь,
жизнь получите в дар вечную, род людской
навсегда обретет долю блаженную.
Заключенный союз с парой супружеской

1030

будет силу иметь и для потомства их:
все наследники их божией милостью
буду осенены: о добродетельных
позаботится Бог меньших не менее.