Стефано дела Белла «Два всадника». 1640-е

 

Куратор выставки — преподаватель истории искусств Виталий Егорович Сусленков

 

 

Стефано дела Белла «Два всадника». 1640-е

(Stefano della Bella, 1610, Флоренция — 1664, там же)

Флорентийский гравер и художник.

Отец художника Франческо делла Белла был скульптором и работал в студии Джамболоньи. Сначала Стефано учился на ювелира и медальера. Потом, с 1623 года, юноша учился у гравёра Орацио Ванни; затем его отец отослал его учиться живописи к Джованни Баттиста Ванни и Чезаре Дандини,— известна только одна его картина.

Первые самостоятельные опыты делла Белла относятся к 1626-1627 гг. во Флоренции — с этого времени его покровителем становится регент Тосканы, дон Лоренцо Медичи. К этому периоду относят его гравюры «Банкет общества Piacevoli» и «Празднества в честь канонизации Андреа Корсини». Стефано проявил своё мастерство, копируя гравюры Калло, у которого перенял основные принципы для создания собственного стиля.

В 1633 году Лоренцо Медичи отослал его в Рим, где делла Белла провёл большую часть следующих шести лет жизни. Вероятно, в этот период он приезжал во Флоренцию, где делал декорации для скачек и похорон вельмож.

В Риме делла Белла создает первое своё «гениальное» произведение «Польское посольство графа Осолинского» (1633) и сближается с венецианцем Либери; к 1634 году относится серия «Гаваней», к 1637 году — серии, увековечившие придворные празднества во Флоренции по случаю бракосочетания Фердинанда II.

После этого делла Белла учился искусству гравюры в ателье Ремиджо Кантагаллины, который также был учителем Жака Калло.
В 1639 году делла Белла переселяется в Париж, где он, работая на издателя Калло и других типографов, выпускает одну за другой свои серии: «Agreable diversite de figures» (1642); «орнаменты», «фризы», «элементы» (1648); «Diversi figure e paesi» (1649); отдельные листы: «Осада Арраса» (1641), «Le repOsoir du S. Sacrement» (1645) и «Le Pont Neuf» (1646).

В 1647 мастер совершает путешествие по Нидерландам. К 1650 году делла Белла возвращается на родину и в том же году отправляется вторично в Рим, где живёт до 1652 года и куда он ещё раз приезжает в 1656 году.

Последние годы жизни, гравёр провёл в своем роскошном доме во Флоренции. К этому времени относятся разные пейзажи, серии римских руин (1656) и серия «Пляски смерти».