Е. Коротков. Митрополит Московский Платон Левшин

АННО Православная гимназия им прп Сергия Радонежского

Выполнил: гимназист 8А класса Коротков Егор
Научный руководитель: учитель истории Алехина Ольга Сергеевна

Сергиев Посад
2012 год

 

Содержание

I . Введение

II. Основная часть:

1) Детство и юность

2) При дворе императрицы

3) Платон, архиепископ Тверской

4) На кафедре святителей Московских

III. Заключение

Приложение

Список источников

 

 

«Благословен Бог, давший такого Святителя Русской земле,
благословен Бог, давший этого Святителя Московской Церкви»

Епископ Феодор

 

Введение

В ряду иерархов Русской Православной Церкви за двух вековой период синодального управления, бесспорно, одно из самых видных мест принадлежит тому, чье имя стоит в заглавии настоящего сочинения. Великий Иерарх был одним из тех избранников Божиих, которых промысел Божий посылает людям в редкие промежутки времени для того, чтобы показать миру до каких высот может подняться человек, искупленный Кровию Христа Спасителя и озаренный Божественною благодатью. Митрополит Платон был одним из тех иерархов, которых образует в лоне Святой Церкви Святый Дух, чтобы в их лице отобразить все добродетели и совершенства, какими должен быть украшен тот, кто возвышается до высочайшей степени святительского сана. Своими святительскими трудами митрополит Платон прославил свое имя не только в России, но и далеко за ее пределами. Митрополит Платон был просвещеннейшим архипастырем второй половины XVIII и начала XIX столетия, выдающимся по своим талантам и разносторонней деятельности. Придворный проповедник, обличавший вольнодумство первых особ империи; строгий законоучитель цесаревича Павла, воспитавший своего подопечного как венценосного раба Божьего; священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры, которая становится при нем богатейшим монастырем с лучшими духовными школами и одновременно центром возрождения в России скитского общежития (Вифания). Став одним из первых старцев в послепетровское время, он благословил открытие Оптиной пустыни. Его богословское творчество заложило основу самобытной традиции отечественной мысли. Вокруг Московского пастыря выросла целая плеяда «ученых монахов», таких, как Преосвященный Амвросий ( Подобедов), Преосвященный Августин Виноградский, святитель Филарет ( Дроздов) и многие другие.

 

Детство и юность

В 1737 году, 29 июня, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Чашникове в доме причетника местной церкви Георгия Данилова родился сын, нареченный во Святом Крещении ПЕТРОМ. Младенцу, появившемуся на свет в нищете и убожестве, проведением назначено было стать великим иерархом Русской церкви.

Мать — Татьяна — была благоразумной, рассудительной женщиной. Она с младенческого возраста внушала ребенку благоговение пред именем Божиим, учила молиться, не пропускать церковных служб, не оставлять нищих и отказывать просящим. Отец семейства характером был горяч, но отличался простосердечием, откровенностью и искренностью. С шестилетнего возраста началось домашнее обучение Петра. Отец учил его по азбуке, Часослову и Псалтири. Мальчик отличался понятливостью и «скоро все изучивал». В семь лет, Петр довольно бойко читал и мог один на клиросе отпеть Божественную Литургию. Любовь к церковному чтению и пению юноша сохранил на всю жизнь.

На десятом году, Петр поступил сначала в Коломенскую семинарию, а затем по просьбе отца, ставшего уже московским священником, был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию. Из всех воспитанников академии Левшин был первым по успеваемости, почему и учителями и товарищами был особенно любим. За два года до окончания академии, в 1757году, он был поставлен учителем греческого языка, кроме того ему поручили вести катехизические беседы. Этот период жизни, будущий митрополит считал самым счастливым.

Слух о Левшине дошел и до Петербурга, где жил тогда архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, знаменитый проповедник Гедеон Криновский. По его ходатайству в 1758 г. Петр был определен учителем риторики в Троицкую семинарию. Когда он подъезжал к обители Преподобного Сергия, навстречу ему вышел крестный ход с хоругвями, св. крестом и иконами. Религиозный юноша принял это событие за предзнаменование своей судьбы. Не прошло и двух недель, как Гедеон послал к новому лаврскому учителю письмо, в котором писал: «Я очень радуюсь, что вы у нас в Лавре; но еще больше радость моя умножится, когда услышу, что вы монашеский в ней приняли образ. Я знаю, что вы сами давно сие намерение имеете, и желаю, чтоб в сей самый пост совершилось оно». Для глубоко религиозного Петра, склонного с самого детства к уединению, к аскетической жизни, принятие монашества не могло быть слишком резким поворотом в другую сторону, напротив, оно должно было явиться прямым последствием всей его предшествовавшей жизни. Накануне Успения в 1758 г. Петр был пострижен наместником Лавры Гавриилом Петровым. Постриженный получил имя Платона в честь мученика Платона, празднуемого Церковью 18 ноября по старому стилю.

В 1759 году 20 июля Платон был рукоположен во иеромонаха епископом Рязанским Палладием, в Крестовой церкви на С.-Петербургском Троицком подворье. Вместе с принятием священного сана Платон получил назначение в префекты Троицкой семинарии и учителем философии. А через два года, в 1761 г., иеромонах Платон был назначен уже ректором этой же семинарии. Ему тогда исполнилось только 24 года.

 

При дворе императрицы

В 1762 г., в результате дворцового переворота, на престол взошла Екатерина II. Осенью, после коронации, она посетила Лавру Преподобного Сергия и семинарию, где ректорствовал юный Платон. Платон здесь устроил ей торжественную встречу, которая произвела на Екатерину, любившую блеск, чрезвычайное впечатление.

Здесь в первый раз просвещенная императрица увидела начинающего московского проповедника, услыхала его вдохновенное слово и сама вступила с ним в беседу. Здесь впервые сошлись представители двух противоположных культур. Одна из них началась в губернаторском доме в Штеттине, с ее атеизмом и материализмом, другая, — началась в бедной лачужке деревенского пономаря, продолжалась на клиросе сельского храма и завершилась в богословской школе Заиконоспасского монастыря.

В марте месяце 1763 г, иеромонах Платон указом императрицы был назначен наместником Лавры. В июле месяце 1763 года Платон уехал в Петербург на новое служение, куда прибыл в первых числах августа. Поселился он в бывшем Зимнем дворце. От двора ему было определено и содержание. Уроки великому князю Платон должен был давать по три дня в неделю — в понедельник, среду и пятницу, каждый раз в течение часа. А по воскресным и праздничным дням он должен был читать перед обедней Священное Писание с объяснением.

Новая жизнь при дворе Екатерины, сторонницы европейской образованности и ученицы Вольтера, конечно, представляла для молодого монаха немало затруднений. Требовалось много умения и осторожности, чтобы сохранить и высоту своего звания и не потерять связи с блестящими сановниками Екатерины. Особенно тяжело было воспитывать рассеянного царевича. «Много приходилось трудиться, — пишет прот. В. Магнитский, — чтобы поставить дело религиозного воспитания августейшего ученика на должную высоту.

Иногда Платон посещал дворец наследника, где собиралось образованное общество Петербурга, люди знаменитые ученостью и заслугами. На таких собраниях присутствовали Бецкий, Шувалов, Сумароков, Елагин, Фонвизин и др. Все они рассуждали о важнейших предметах веры и нравственности, о новых открытиях в области науки и искусства, вспоминали исторические события и т.д. Новый случай к оправданию высокого мнения о Платоне состоял в прекрасном составлении им «Увещания» к раскольникам после того, как они сожгли себя в одной из церквей, надеясь в самоубийстве найти себе мученический венец.

В награду за усердие к своему делу Платон был возведен летом 1766 г. в архимандриты Троице-Сергиевой Лавры, с оставлением должности законоучителя наследника престола. В январе 1768 г., по возвращении в Петербург, был назначен в члены Святейшего Синода. В должности члена высшего церковного управления Платон желал всю свою кипучую деятельность, обширные познания и усердие отдать на благо Церкви и отечества.

 

Платон, архиепископ Тверской

В 1770 г. в сентябре месяце он назначается Тверским архиепископом. Этим и начинается период 42-летнего святительского служения Платона, положивший начало тому, чему Бог судил раскрыться на обширнейшем и значительном поприще.

В 1770 г, 22 сентября был назначен из Архимандрита непосредственно на пост архиепископа города Твери, с оставлением его, по-прежнему, настоятелем, Троице-Сергиевой Лавры.

На всех должностях, которые проходил Платон, он отличался ревностью и усердием к исполнению своих обязанностей, но особенно святая ревность охватила его, когда он сделался архипастырем. Вскоре Преосвященному представилась возможность посетить свою паству лично, где он и провел 6 месяцев в ревностном исполнении дел высокого своего звания. Прежде всего он обратил внимание на своих ближайших помощников (по Апостолу — «соработников») и старался замещать вакансии только лучшими из них. При выборе кандидатов священства, Платон обыкновенно руководился их воспитанием: учившихся в школах он предпочитал необученным.

Как мы видим в Твери Платону пришлось иметь дело с раскольникамию. В особенности строго Платон следил за тем, чтобы священники приходов, зараженных расколом, наблюдали должную корректность в совершении христианских треб. Платон учил тверское духовенство обращать с заблудших примером своей добродетельной жизни, благоговейным совершением богослужения, а также вразумлениями, сказанными с любовью. Для благочинных он издал Инструкцию, как управлять вверенной им частью, для ставленников составил сокращенный Катехизис с приложением церковных правил из Кормчей книги и духовного Регламента, и написал присягу на священнослужительские должности. Для детей он издал два катехизиса в вопросах и ответах и написал христианское нравоучение для первой русской Азбуки, изданной для народных училищ. Отдав епархиальному служению много душевных и физических сил, Платон сроднился и с людьми, и со всем тверским окружением. И хотелось Преосвященному Платону еще много лет пробыть Тверским архиепископом, но Господь судил иначе.

Пока архиепископ Платон управлял Тверской епархией, соседняя — Московская епархия, вдовствовавшая уже около 4-х лет после варварского убийства архиепископа Амвросия Зертис-Каменского во время бунта по случаю появления чумы в 1771 году. Верховная власть не спешила с назначением ему приемника, как бы в наказание за невинно пролитую кровь святителя. Епархия, бывшая и до того времени в запущенном состоянии, теперь без архипастыря пришла в полное неустройство и медлить назначение было невозможно. Выбор императрицы остановился на Платоне.

 

На кафедре святителей Московских

Управлял Платон Московской епархией с 21 января 1775 г. до 13 июня 1811 г., когда согласно прошению своему, он был уволен на покой. Как в Твери, так и в Москве, Преосвященный Платон, прежде всего обратил внимание на своих непосредственных помощников, пастырей Церкви, и состояние епархии. Все стороны епархиального управления требовали его внимания и деятельности.

Имело место в Московской епархии и другое зло, печальное наследие глубокой старины, — это крестцовое духовенство или крестцовые попы. Что такое «крестцы» и что это были за люди, называющиеся «крестцовыми попами»? «с давних времен собирались безместные попы и диаконы, запрещенные, под следствием находившиеся и отрешенные от мест, там они нанимались за малую цену служить обедни при разных церквах. Такие попы и диаконы назвались «крестцовыми» и с «крестца», для отличия от «крестцовых», служивших в домовых церквах. Сборище, известное под названием «крестца» и наем священнослужителей делали соблазны народу, бесчестие духовенству и укор начальству. Другим, не менее распространенным среди духовенства времен Екатерины пороком было пьянство. Как программу своего управления, преосвященный Платон выработал для благочинных новую инструкцию, с которой должно было сообразоваться в исполнении своих обязанностей все духовенство.

С наступлением преклонных лет митрополита Платона стали беспокоить разные болезненные припадки. Но старость и недуги старости не ослабили в Платоне склонности к хозяйственной деятельности. Весьма типичным домохозяином-строителем является Платон при устроении Вифании, места своего временного и вечного покоя, и при Вифании нового рассадника духовного образования Спасо-Вифанской семинарии.

Будучи истинным патриотом, митрополит Платон любил все родное, русское и восставал против влияний Запада.
Тридцать семь лет Платон управлял Московскою паствою. 29 июня 1787 г. он был возведен в сан митрополита, 6 ноября 1797 г. ему был пожалован орден святого Андрея Первозванного, а в 1810 г. награжден орденом святого князя Владимира первой степени.

Митрополит Платон продолжал управлять епархией до июня 1811 года, В этом году, чувствуя великое изнеможение сил, через обер-прокурора Голицына, испросил у государя увольнение от управления епархией. Освободившись от многих дел по епархии, митрополит Платон надеялся последние свои дни прожить спокойно без всяких житейских тревог. Но Промысл Божий судил ему до самой смерти служить Св. Церкви и отечеству.

Митрополит Платон также играл очень большую роль в Отечественной войне 1812 года. Больной и престарелый митрополит Платон, на дело спасения Отечества он, как священноархимандрит Лавры, не только пожертвовал свои личные сбережения (342 империала), но и передал для этого из лаврской казны 70 тыс. руб. ассигнациями, 2,5 тыс. руб. серебром и еще около шести пудов серебра посудой и в слитках.

После Бородинского сражения и сдачи Москвы неприятелю обитель Преподобного Сергия и прилегающий к ней посад превратились в большой госпиталь для раненых воинов и место убежища для москвичей.

 

Заключение

Настало 2 ноября. Накануне, вечером, старец сказал своему духовнику: «Теперь все решится». Он велел вынуть кипарисовый гроб, заготовленный им около девяти лет назад. В 12 ч. дня Святитель сел за обычную скромную трапезу.

За столом, в конце обеда, он почувствовал, очевидно, последний апоплексический удар (первый был в 1806 г.). Вставши с кресла, он взял графин с водою, чтобы освежиться, но в это время у него подкосились ноги, и он тихо стал опускаться на пол. Его взяли и положили на софу. Как будто он хотел что-то сказать, но язык уже не повиновался ему, и духовник стал читать над ним отходную. Около часа продолжалась агония и в два часа пополудни Платон предал дух свой в руки Господни. Кончина была настолько тихая, что присутствующие не заметили его последнего вздоха. 12 ударов Лаврской и Вифанской колоколен возвестили всем о тяжелой утрате.

По отпевании гроб с телом Святителя, при унылом перезвоне колоколов и при пении погребальных стихир, священнослужители понесли в Вифанию — место, которое им самим было выбрано при жизни. Преосвященный Августин, сопровождавший гроб своего учителя, подходя к вратам обители, воскликнул: «Вифания! Грядет к тебе родитель твой, но ты всегда пребудешь сиротой». В 1952 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, останки митрополита Платона перенесены из Вифании в Троице-Сергиеву, в Свято-Духовскую церковь, где все носит память о его трудах и благотворной деятельности.

Обозревая святительские труды митрополита Платона, нельзя не заметить, что приснопамятный иерарх был ревностным архипастырем, прекрасным администратором, выдающимся церковно-общественным деятелем, даровитейшим проповедником и разносторонним ученым.

Имя митрополита Платона живет и вечно будет жить среди православных людей, которым он воистину оставил великое и драгоценное наследие!

 

Приложение

Святительские труды Митрополита Платона.

Акафист кн. Даниилу. М., 1795.

Акафист преп. Сергию Радонежскому чудотворцу. М., 1795.

Инструкция благочинным священникам. М., 1775.

Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно, 1757 и 1758 гг., ч. 2. М., 1781.

Краткий катехизис ради обучения малолетних детей христианскому закону. М., 1775 и Вена, 1773, вып. 8.

Сокращенный катехизис для обучения отроков с присовокуплением молитв и христианского нравоучения.

Сокращенный катехизис для священнослужителей с прилож. мест из слова Божия, правил св. апостол. и св. отец и духовного регламента и присяг. М., 1775.

Православное учение, или сокращенное христианское Богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мелхиседеке. СПб, 1765.

Увещание раскольникам с чиноположением, как принимать обрающихся из них к Православной вере. СПб, 1766.

Христианское нравоучение к первой русской азбуке.

Наставление для окрещенного им из турок Магмета в св. крещении Моисея Петровича Платонова.

Житие св. Сергия Радонежского.

Краткое истор. опис. Свято-Троиц.-Серг. Лавры, 1790 г.

Записки о путешествии в Киев, 1804, изд. Снегиревым в Приб. к жизни митр. Платона. М., 1856.

Путевые заметки о путешествии в Ростов, Ярославль, Кострому, Владимир, 1792 (там же).

Краткая Российская церковная история. М., 1805 в 2-х ч.

Записки о своей жизни митр. Платона (с 1808 до 1812 г. ведены наместн. Лавры Самуилом Запольским).

Ответы на 16 вопросов Вольтера.

Проповеди (в количестве 500).

Азбука добродетели. М.: Храм Сошествия Св. Духа, 2005. 496 с.

Переводы: 31 письмо св. Григория Богослова (из Тацита), с греч. Три слова Иоанна Златоуста, Слово св. Иоанна Дамаскина на Успение Божией Матери, Слово св. Епифания Кипрского, Три слова св. Григория Богослова.

 

Список источников:

1. Платон (Левшин) митрополит Московский. Полное собрание сочинений. Изд. П. Сойкина. М. 1913 год

2. А. Надеждин. Митрополит Московский Платон (Левшин) как проповедник. Казань 1882 год.

3. Автобиография, избранные проповеди, письма Преосвященного Платона, митрополита Московского. М. 1996 год.

4. http://platon.bogoslov.ru/text/1432.html