Н. О. Погадаева. «Федор Серафимович Дружинин. Исполнитель, педагог, композитор». Сольное исполнительство

 

 


«Я всю жизнь занимался исполнительством на альте» — с  таких слов начал одну из бесед Фёдор Серафимович в конце творческого пути. Совершенное владение инструментом, глубина и естественность звучания, богатство штрихов и  благородная выразительность интонации, блестящая виртуозность, характерная особая логическая завершённость интерпретации, тонкая фразировка и убедительность общей концепции произведения — такие отзывы получал исполнитель в разные годы жизни.

Для альтиста всегда было важным точно передать стиль исполняемой музыки и естественным вносить особый дух благородства и безупречного вкуса, раскрывая тембровую гамму — голос альта, не сравнимый с звучанием скрипки или виолончели.

Совместное прослушивание записей в доме дяди, А.Н.  Дружинина, сопоставление услышанного, выбор лучшего исполнения развивали художественный вкус музыканта, стали постижением искусства пения. Ещё на заре деятельности Дружинина в одной из рецензий на его сольный концерт было отмечено использование приёмов широко скользящего смычка, особенного трепетного пиано, гибкого, безупречного вкуса rubato, получивших в дальнейшем широкое применение в творчестве Юрия Башмета, а сегодня и целого ряда исполнителей из разных стран мира.

Ф. С. Дружинин обладал bel canto на альте «как простотой глубокой связи между звуками» и богатым техническим потенциалом, ставшими определяющей чертой стиля артиста. В исполнительстве такое сочетание, когда инструменталист приближается к вокальной связи нот, взятой из культуры великих оперных исполнителей, а певец — берет виртуозность из инструментальной техники, по-прежнему является востребованной.

В творчестве Фёдора Дружинина наблюдается много общего с видным представителем русской фортепианной школы Яковом Флиером. Многогранность деятельности, проходящей в Московской консерватории параллельно, пение на инструменте как первооснова — исполнительские черты, объединившие двух мастеров. Так же, как и манера «говорить» в музыке — ораторское начало, «не игра, а скорее высказывание», разнообразие амплитуды темброво-динамических градаций — густота красок, уплотнённость звуковых колоритов или легкие «шелковистые» тона, проявляющегося характерного в соотношении артистического облика и звукоизвлечения, «интонации звука» (Я. Флиер) [123, 128].

Сведения об исполнительском наследии Фёдора Серафимовича в разных источниках противоречивы, так в РГАЛИ зафиксировано 64, а в фондах Гостелерадио — более 70 записей с участием альтиста (сольных, ансамблевых). В настоящее время насчитывается около 100 записей, в которые вошли сочинения для альта Г. Пёрселла, Ф. Шопена, Ф.  Шуберта, Э.  Грига, К. Дебюсси, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, Р. Леденёва, М. Вайнберга, Г. Фрида. В составе Квартета имени Бетховена — произведения Й. Гайдна, В. Моцарта, Л.  Бетховена, Ф. Шуберта, П. Чайковского, Д. Шостаковича, А. Шнитке.

Концертная деятельность Фёдора Дружинина на протяжении всей жизни была интенсивной. Два русских сочинения  — Неоконченная соната М. Глинки и Соната для альта и фортепиано А. Рубинштейна были любимы музыкантом с юности. Альтист пропагандировал теперь уже классический для современных исполнителей репертуар: Концертную симфонию для скрипки и альта Моцарта, «Гарольд в Италии» Берлиоза, ряд сочинений XVIII века: альтовые концерты Г.  Телемана, К. Цельтера, К. Стамица, произведения А.  Роллы. Постоянно исполнялась альтовая музыка И.  С.  Баха, а также его сыновей — Иоганна Христиана и Филиппа Эммануила, сочинения В.  Моцарта (дуэты и Концертная симфония), Ф. Шуберта, Р.  Шумана, К.М. Вебера, Й. Брамса, сонаты Д. Шостаковича, А. Волконского, А. Онеггера, П. Хиндемита, Б. Бартока и многие другие.

В высказываниях соратников — исполнителей, музыкальных критиков на протяжении 1950-х — 1990-х годов отмечается редкий по красоте звук и несомненный художественный вкус. «Альтист Фёдор Дружинин — тонкий, мыслящий музыкант, обладающий незаурядной техникой, сочным тёплым звуком. Он не идёт по пути некоторых альтистов, стремящихся подражать скрипке и без меры использующих скрипичный репертуар. Молодой музыкант понимает, что главное — в полном использовании неповторимо прекрасных и своеобразных тембровых качеств инструмента» (М. Фихтенгольц) [162].

 

Далее: 

Погадаева Н.О. «Федор Серафимович Дружинин. Исполнитель, педагог, композитор»ГЛК, 2021