Е. Б. Долинская «Рождение новой Дидоны»

 

Е. Б. Долинская — доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.

Премьера спектакля состоялась 2 декабря 2011 года.

 

 

Премьеры бывают разные – в музыкальном и драматическом театрах, на большой и малой сценах, при постановке классического и современного репертуара, но случаются и совершенно необычные, те, что сыграны совсем юными исполнителями. Их спекталь можно смело назвать принципиальным художественным событием. Речь идет о представлении музыкального действа «Репетиция «Дидоны», сыгранного учащимися Классической  гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина.

Расскажем, однако, обо всем по порядку. Само это уникальное учебное заведение существует и, надо сказать, весьма плодотворно, уже около 20 лет. В гимназии не только фундаментально обучают основополагающим предметам школьной программы: окончившие с легкостью поступают в любые вузы. Не менее важно и другое – здесь прежде всего формируют духовный облик подростка, не отлученного от религии, а, напротив, истинно воцерковленнного и широко просвещенного. С младых ногтей гимназисты оказываются также сопричастными миру Музыки и Театра. Музыкальную работу в гимназии замечательно возглавляет Татьяна Юрьевна Ключева, регент хора в гимназическом храме. Пение в хоре, постоянное участие в ежегодных спектаклях органично вводится в образ жизни гимназистов, которые начинают свой день молитвами в храме, созданном при гимназии. Вероятно, поэтому, наблюдая этих детей, неизменно видишь, что лица-то у них особенные, словно озаренные внутренним светом и добротой.

В самой же тонко сбалансированной обучающей системе гимназии воспитующую роль театра переоценить трудно. Постановка «Репетиции «Дидоны» привнесла сюда особые краски. Сама идея и осуществление литературно-музыкальной части принадлежит Юрию Анатольевичу Шичалину, директору Греко-латинского кабинета и учредителю Классической гимназии. Он создал сценарий, музыкальную рамку (как скромно указано в программке) и распевы латинских гекзаметров (великолепный музыкант и прекрасный гобоист Дмитрий Шичалин осуществил аранжировку при участии Ярослава Станишевского).

Ведущими в музыкальном воплощении «Действа» оказались хор учениц 9 класса и ансамбль стариной музыки «Pastime» под руководством Дмитрия Ключева. В фоносферу действа введены шесть номеров из «Дидоны и Энея» Генри Перселла: №6: Fear no danger, №8: Сupid only throws the dart, №23: Thanks to these lonesome vales, №28: Come away fellow sailors, №37: Whem I am laid in earth, №38: With drooping wings, ye Cupids came, and scatter roses on her tomb. В действо органично включены фрагменты «Энеиды» Вергилия на латыни, которые уже сами по себе есть музыка:

Муза, поведай о том, по какой оскорбилась причине
Так царица богов, что муж, благочестием славный,
Столько по воле ее претерпел превратностей горьких,
Столько трудов. Неужель небожителей гнев так упорен?
Город древний стоял – в нем из Тира выходцы жили,
Звался он Карфаген…

Благочестивый Эней, от забот и дум не сомкнувший
Глаз во всю ночь, поутру, лишь забрезжил рассвет благодатный,
Все решил разузнать: куда их забросило ветром,
Кто владеет страной (невозделано было прибрежье) –
Люди иль звери одни, – и спутникам тотчас поведать.

(перевод С. Ошерова под редакцией Ф. Петровского)

Повторюсь, но не могу не сказать, главное то, что сама музыкальная сторона действа была на исключительной высоте. В общем комплексе отображения эпохи (декорации, живые картины, танцы, костюмы) основной опорной линией проходит через весь спектакль музыка. Тонкое следование высокому стилю, тщательная разработка эпизодов, прекрасное исполнение захватывали публику и погружали ее в музыкальную красоту. Внушительно звучат положенные на музыку латинские гекзаметры. Переход от музыкальной рамки к тексту оперы Перселла происходит плавно и органично. С трудом верилось, что сольные номера и хоровые эпизоды исполняют не учащиеся музыкальных школ и училищ, а гимназисты. Пели они вдохновенно, очевидно влюбленные в «Репетицию «Дидоны».

Спектакль же повествовал следующее: 1869 год. Уже знаменитый к тому времени английский композитор ирландского происхождения Генри Перселл по приглашению Джозайаса Приста, директора пансиона благородных девиц в Челси, пишет оперу «Дидона и Эней» на сценарий модного либреттиста Нейума Тейта. Опера предназначалась для исполнения силами учениц пансиона, как раз читавших тогда Энеиду Вергилия… Две дамы, поклонницы Перселла, узнав об этом, стремятся попасть в Челси на очередную репетицию. Перселл едет в Челси – дамы за ним. Узнав о приезде Перселлла и об очередной репетиции, девицы в восторге, но классные дамы намерены до репетиции вести обычные занятия: чтение по-латыни 1-й и 2-й песен Энеиды Вергилия… Перселл заглядывает в класс, начинает читать Вергилия вместе с девицами, но скоро ему это наскучило, и он увлекает девиц на репетицию создаваемой оперы «Дидона и Эней».

Бесконечно увлеченными предстали и исполнители главных ролей, где каждый перевоплощался в двух действующих лиц. Превосходными голосами обладают Андрей Беличенко (Генри Перселл и Эней) и Ольга Вдовина (Дидона и Классная дама). Хороши были Мария Ключева (Венера) и Татьяна Рожкова (вторая Классная дама). Их пение сопровождал возвышенные и стройный Хор (Е. Бакуменко, Е. Княжева, В. Лундстрем и П. Типцова).

В ролях двух дам, весьма важных в общей драматургии спектакля, прекрасно проявили себя Анна Усачева и Анастасия Золотухина. Кстати, последняя стильно поставила танцы с учениками 5 класса.

Есть у гимназического театра и свой визуальный бренд – постоянное включение живых картин для конкретизации изображаемой эпохи. Эту роль неизменно и успешно берет на себя Е. Ф. Шичалина, директор гимназии, а также главный инициатор всех художественно-просветительных направлений в жизни гимназистов.

Союз же других участников сценографии – авторов декорации С. и Е. Ванеян и художника по костюмам Д. Шаховской – позволил создать гармоничный поэтический мир спектакля, действе которого разворачивалось на фоне Карфагена (задник был написан в манере, напоминающей Тернера и Лоррена). Музыкальное действо, столь успешно представленное гимназистами, вызвало не только горячий прием, но и искренние слезы на глазах зрителей и слушателей. Те, кто пришел в тот день в гимназию, умеют глубоко ценить Красоту Музыки, Поэзии и Театра.