Фрагменты ранних стоиков. Том 3. Часть 1. Хрисипп из Сол. Перевод А.А. Столярова

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ III ТОМА

ЭТИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ХРИСИППА
В СОПОСТАВЛЕНИИ С ОБЩЕСТОИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ

[Пролегомены]

1. О конечной цели

  • Определение конечной цели
  • Полемика с другими школами по поводу конечной цели
  • Только нравственно-прекрасное — благо
  • Добродетель избирается ради нее самой
  • Добродетели достаточно для счастья

2. О благе и зле

[Пролегомены]

  • Понятие блага
  • Сущность блага
  • Виды благ

3. О безразличном

  • Понятие безразличного
  • Ценность (αξία, απαξία, δόσις)
  • Предпочитаемое и непредпочитаемое (избегаемое) (προηγμένα καΐ άποπροηγμένα)
  • О согласном с природой и противном ей
  • О правильной оценке отдельных безразличных вещей

4. О влечении и выборе его объекта

  • О понятии влечения
  • О первичном влечении и первичной склонности
  • О принципе отбора

5. О добродетели

  • Что такое добродетель
  • Как добродетель возникает в человеке
  • Об извращении разума (διαστροφή)
  • Можно ли утратить добродетель
  • Добродетель едина у всех разумных существ
  • Различие между отдельными видами добродетели
  • Отдельные добродетели
  • Взаимоследование добродетелей
  • Добродетели — одушевленные существа

6. О праве и законе

  • Право основано на природе
  • О вечном законе и законе отдельных государств
  • О государстве
  • О сообществе разумных существ (богов и людей)
  • О сообществе людей
  • О благородстве духа и свободе
  • Право не распространяется на неразумных животных

7. О страстях

  • Определение страсти как таковой и ее видов
  • О склонности к болезни, о болезни и немощи (εύεμπτωσία, νόσημα, άρρώστημα)
  • О трех «благих эмоциях»
  • Страсти подлежат устранению, а не смягчению
  • Фрагменты сочинения Хрисиппа «О страстях» в 4 книгах
  • (страсти — суждения ведущего начала)

8. О поступках

  • О «средних» обязанностях
  • Отличие «совершенного» надлежащего от «среднего»
  • Между добродетелью и пороком нет ничего среднего

9. О мудреце и не-мудреце

Пролегомены

  • Мудрец не ошибается и не вводит в заблуждение
  • Мудрец все совершает надлежащим образом
  • Мудрец не подвержен злу
  • Мудрец счастлив
  • Мудрец богат, красив, свободен
  • Мудрец сведущ в вещах божественных
  • Мудрец сведущ в политике и хозяйстве
  • Мудрец полезен и себе, и другим
  • Мудрец суров и непреклонен
  • Мудрец не чужд любви
  • Мудрец сведущ в искусствах
  • Немудрые нездоровы и нечестивы
  • Немудрые несчастны
  • Немудрые дики и живут как изгои
  • Немудрые не питают приязни к здравому разуму

10. Жизненные предписания

  • О прибыли
  • О придворной жизни
  • О гражданской жизни
  • О преподавании и досужей жизни
  • О простой жизни
  • О любви
  • О дружбе и благодеянии
  • О браке и семье
  • О воспитании и образовании
  • Кинические высказывания
  • О благоразумном уходе из жизни (εύλογος εξαγωγή)

11. О Гомере

ПРИЛОЖЕНИЕ. СОЧИНЕНИЯ ХРИСИППА

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ХРИСИППА В СОПОСТАВЛЕНИИ С ОБЩЕСТОИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ

[Этика — кульминация учения Стой, та ее цель, на которую «работают» и логика, и физика. Эта часть была разработана в школе самым тщательным образом. Оригинальность стоической этики вне сомнений, хотя в ней отчетливо заметны пункты соприкосновения с платонической и кинической этикой и терминологические заимствования (в основном у Аристотеля).

Нормативным следует, видимо, считать деление на 9 частей у Диогена Лаэртия (VII 84 = SVF I 178; III 1): 1) о влечении (импульсе), 2) о благе и зле, 3) о страстях, 4) о добродетели, 5) о конечной цели, 6) о первичной склонности, 7) о поступках, 8) о надлежащем и 9) о том, что ему сопутствует или препятствует. Этот перечень, возможно (однако под большим вопросом), соответствовал порядку преподавания этики на школьных занятиях, но очевидным образом не соответствует принятому в настоящее время порядку реконструкции учения: «природные» основы (учение о «первичной склонности») — сфера «первичного по природе» — природа блага (основы аксиологии) — конечная цель — принцип долженствования — добродетели и их классификация — страсти (пороки) и принцип их преодоления — нравственный идеал (мудрец) — практические предписания. Стобей (Эклоги II 7, 5 ел.) предлагает в большинстве отношений корректное изложение основ этики в таком порядке: 1) благо, зло и безразличное, 2) добродетели и их классификация, 3) надлежащее и влечения, 4) страсти.

Сенека (Письма 89,14) делит этику на три части, приблизительно соответствующие пунктам 1-2, 7-8 Диогена Лаэртия; деление это очевидным образом далеко от нормативного школьного. Три темы, выделенные Эпиктетом (III 2, 1 cл. — 1) влечение и отталкивание (соответствует пункту 1 у Диогена Лаэртия); 2) то же самое, только в других терминах, и 3) о «согласиях» — тоже не отражают содержания этической части. Наконец, Цицерон (Об обязанностях II 5,18) перечисляет скорее важнейшие задачи этики (осознать цель, смирить страсти и вести себя надлежащим образом), нежели ее части. Поэтому три указанные текста в SVF не приводятся.

Во всех перечнях никак не отражено очевидное деление на два больших раздела — теоретическую и практическую этику. Всякая реконструкция стоической этики должна в первую очередь стремиться к логичности в переходе от одного раздела к другому. Расположение материалов, принятое Арнимом, не во всем отвечает этой задаче.]

 

О переводчике: А.А. Столяров

Другие книги автора:

Свобода воли как проблема европейского морального сознания

Фрагменты ранних стоиков, т. 1.

Фрагменты ранних стоиков, т. 2., ч. 2.

Фрагменты ранних стоиков, т. 3, ч. 2.

 

 

Книги ГЛК