Фрагменты ранних стоиков. Том 3. Часть 1. Хрисипп из Сол. Перевод А.А. Столярова
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ III ТОМА
ЭТИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ХРИСИППА
В СОПОСТАВЛЕНИИ С ОБЩЕСТОИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ
[Пролегомены]
1. О конечной цели
- Определение конечной цели
- Полемика с другими школами по поводу конечной цели
- Только нравственно-прекрасное — благо
- Добродетель избирается ради нее самой
- Добродетели достаточно для счастья
2. О благе и зле
[Пролегомены]
- Понятие блага
- Сущность блага
- Виды благ
3. О безразличном
- Понятие безразличного
- Ценность (αξία, απαξία, δόσις)
- Предпочитаемое и непредпочитаемое (избегаемое) (προηγμένα καΐ άποπροηγμένα)
- О согласном с природой и противном ей
- О правильной оценке отдельных безразличных вещей
4. О влечении и выборе его объекта
- О понятии влечения
- О первичном влечении и первичной склонности
- О принципе отбора
5. О добродетели
- Что такое добродетель
- Как добродетель возникает в человеке
- Об извращении разума (διαστροφή)
- Можно ли утратить добродетель
- Добродетель едина у всех разумных существ
- Различие между отдельными видами добродетели
- Отдельные добродетели
- Взаимоследование добродетелей
- Добродетели — одушевленные существа
6. О праве и законе
- Право основано на природе
- О вечном законе и законе отдельных государств
- О государстве
- О сообществе разумных существ (богов и людей)
- О сообществе людей
- О благородстве духа и свободе
- Право не распространяется на неразумных животных
7. О страстях
- Определение страсти как таковой и ее видов
- О склонности к болезни, о болезни и немощи (εύεμπτωσία, νόσημα, άρρώστημα)
- О трех «благих эмоциях»
- Страсти подлежат устранению, а не смягчению
- Фрагменты сочинения Хрисиппа «О страстях» в 4 книгах
- (страсти — суждения ведущего начала)
8. О поступках
- О «средних» обязанностях
- Отличие «совершенного» надлежащего от «среднего»
- Между добродетелью и пороком нет ничего среднего
9. О мудреце и не-мудреце
Пролегомены
- Мудрец не ошибается и не вводит в заблуждение
- Мудрец все совершает надлежащим образом
- Мудрец не подвержен злу
- Мудрец счастлив
- Мудрец богат, красив, свободен
- Мудрец сведущ в вещах божественных
- Мудрец сведущ в политике и хозяйстве
- Мудрец полезен и себе, и другим
- Мудрец суров и непреклонен
- Мудрец не чужд любви
- Мудрец сведущ в искусствах
- Немудрые нездоровы и нечестивы
- Немудрые несчастны
- Немудрые дики и живут как изгои
- Немудрые не питают приязни к здравому разуму
10. Жизненные предписания
- О прибыли
- О придворной жизни
- О гражданской жизни
- О преподавании и досужей жизни
- О простой жизни
- О любви
- О дружбе и благодеянии
- О браке и семье
- О воспитании и образовании
- Кинические высказывания
- О благоразумном уходе из жизни (εύλογος εξαγωγή)
11. О Гомере
ПРИЛОЖЕНИЕ. СОЧИНЕНИЯ ХРИСИППА
ЭТИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ ХРИСИППА В СОПОСТАВЛЕНИИ С ОБЩЕСТОИЧЕСКОЙ ДОКТРИНОЙ
[Этика — кульминация учения Стой, та ее цель, на которую «работают» и логика, и физика. Эта часть была разработана в школе самым тщательным образом. Оригинальность стоической этики вне сомнений, хотя в ней отчетливо заметны пункты соприкосновения с платонической и кинической этикой и терминологические заимствования (в основном у Аристотеля).
Нормативным следует, видимо, считать деление на 9 частей у Диогена Лаэртия (VII 84 = SVF I 178; III 1): 1) о влечении (импульсе), 2) о благе и зле, 3) о страстях, 4) о добродетели, 5) о конечной цели, 6) о первичной склонности, 7) о поступках, 8) о надлежащем и 9) о том, что ему сопутствует или препятствует. Этот перечень, возможно (однако под большим вопросом), соответствовал порядку преподавания этики на школьных занятиях, но очевидным образом не соответствует принятому в настоящее время порядку реконструкции учения: «природные» основы (учение о «первичной склонности») — сфера «первичного по природе» — природа блага (основы аксиологии) — конечная цель — принцип долженствования — добродетели и их классификация — страсти (пороки) и принцип их преодоления — нравственный идеал (мудрец) — практические предписания. Стобей (Эклоги II 7, 5 ел.) предлагает в большинстве отношений корректное изложение основ этики в таком порядке: 1) благо, зло и безразличное, 2) добродетели и их классификация, 3) надлежащее и влечения, 4) страсти.
Сенека (Письма 89,14) делит этику на три части, приблизительно соответствующие пунктам 1-2, 7-8 Диогена Лаэртия; деление это очевидным образом далеко от нормативного школьного. Три темы, выделенные Эпиктетом (III 2, 1 cл. — 1) влечение и отталкивание (соответствует пункту 1 у Диогена Лаэртия); 2) то же самое, только в других терминах, и 3) о «согласиях» — тоже не отражают содержания этической части. Наконец, Цицерон (Об обязанностях II 5,18) перечисляет скорее важнейшие задачи этики (осознать цель, смирить страсти и вести себя надлежащим образом), нежели ее части. Поэтому три указанные текста в SVF не приводятся.
Во всех перечнях никак не отражено очевидное деление на два больших раздела — теоретическую и практическую этику. Всякая реконструкция стоической этики должна в первую очередь стремиться к логичности в переходе от одного раздела к другому. Расположение материалов, принятое Арнимом, не во всем отвечает этой задаче.]
О переводчике: А.А. Столяров
Другие книги автора:
Свобода воли как проблема европейского морального сознания
Фрагменты ранних стоиков, т. 1.
Фрагменты ранних стоиков, т. 2., ч. 2.
Фрагменты ранних стоиков, т. 3, ч. 2.