Голубые глаза. Из книги Елены Федоровны Шичалиной «Радость жизни». 2023
Е. Ф. Шичалина «Радость жизни (о первых годах Классической гимназии при Греко-латинском кабинете)».

Эта первая встреча произошла еще в нашу бытность на Новодевичьем. В моем узком рабочем пространстве, называемом «кабинетом», я с трепетом ожидала прихода нового учителя русского языка.
Мой трепет объяснялся тем, что девятый класс (выросшие «Машки-Дашки»), который предстояло учить новому педагогу, отличался редкой разболтанностью как из-за общего настроя, так и из-за неуправляемости отдельных персонажей. Поэтому я сидела в надежде обрести жесткую руку и отработанную методику. Согласно представленным заочно рекомендациям я ожидала увидеть щуплую, жёлчную, въедливую даму.
Дверь отворилась, и вошла миловидная, крупная молодая женщина с приятной улыбкой и большими серыми глазами. То, что они серые, я поняла потом, потому что в тот момент они светились ярко-голубым светом, отражая цвет её кофточки. Она заговорила тихим голосом, потупив взор.
— Боже мой! — подумала я. — Они «съедят» её в первые пятнадцать минут!
Тем не менее что-то заставило меня, не сомневаясь, попробовать. Час настал, и моя новая жертва отправилась на растерзание в пресловутый девятый класс.
Время шло. Я опомнилась в середине урока, так как с головой ушла в свои бумаги, воспользовавшись, по-видимому, непривычной тишиной. Ни возгласов девиц «а давайте мы лучше…», ни бесконечного завывания Игоря «рыба, рыба, рыба…», ни скрипа, ни стука… Удрали! — первая мысль. Я бросилась в коридор и резко открыла дверь в класс. Небывалая картина предстала моему изумленному взору: дети молча сопели над тетрадками, записывая правило под диктовку. Звучал один спокойный, тихий, твёрдый голос.
Всякий раз, когда меня спрашивают, какими качествами должен обладать педагог, я вспоминаю эту сцену. Знания? — Да, конечно. Умение объяснять, доносить материал? — Да, обязательно. Способность добиться результата? — Да, естественно. Но есть ещё что-то, что порой даже трудно уловить, что можно долго и мучительно определять, но невозможно втолковать тому, у кого этого нет. Это — дар Божий.
Мы проработали бок о бок многие годы, и мое восхищение искусством этого педагога только росло. Она знает, любит и понимает то, что преподает, и уважает тех, кому преподает. Ведь именно уважение к ребенку не позволяет учителю допускать в нем расхлябанности, лени и халтуры.
Через несколько лет после описанного эпизода в Гимназии появился маленький «клон» — с такой же славной улыбкой и большими серыми глазами. Эта малютка была столь мала, что сыграла роль Дюймовочки в знаменитой сказке Андерсена. Ей соорудили из картона розовый тюльпан, в котором она, пребывая на сцене, испытала, как выяснилось сильно позже, истинно актерские муки ужаса.
Победоносно (в соответствии с именем Ника) окончив Гимназию, а затем и Университет, «клон» вернулся к нам прекрасным специалистом русского языка. Но самое удивительное… — на ее уроках стоит та же рабочая тишина.
