Жан Деллануа «Хрестоматия средневековых латинских текстов»

Д Л Я   С Л А Б О В И Д Я Щ И Х

 

Пособие по истории культуры                                                 

Jean Delannoy
Professeur au Lycée de Biaritz

Textes latins du Moyen-Age pour servir à l’histoire de la civilisation

O.C.D.L., 76 bis, rue des Saints-Pères, Paris VIIe

Жан Деланнуа. Биаррицкий лицей
Перевод А. Сивицкой.
Научные редакторы А. Белов, С. Степанцов  

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель этой книги — привлечь внимание учеников к значимому факту нашей культуры: после падения Римской империи в Европе в течение более чем двенадцати столетий языком культуры служила латынь. Начиная с вторжения германцев и вплоть до относительно недавнего торжества национальных языков латынь была единственным языком, который употребляли ученые, философы и большинство пишущих людей.

Конечно, от эпохи, когда латынь в последний раз пережила расцвет, до нас не дошло творений, сопоставимых с произведениями классического периода. Однако большая часть текстов, написанных после «золотого века» латинской культуры, совсем не заслуживает забвения. Преданность духу Ренессанса долго мешала нам оценить по достоинству неклассические формы искусства, относящиеся к романской живописи или средневековой литературе. На взгляд человека XVII столетия, какие-нибудь капители или водосточные трубы в виде химер, — не более чем уродливые формы искусства; мы же бесспорно принимаем эти произведения в нашу воображаемую коллекцию. И не будет ли справедливо также наряду с Цицероном и Вергилием отвести скромное место в нашей антологии, например, Григорию Турскому или Эразму Роттердамскому? И разве невозможно посвятить им некоторое время из тех шести лет, которые отведены на изучение латинского языка?

Впрочем, мы предлагаем эти тексты, где латынь кажется «пережившей самое себя», не столько как образцы искусства и мысли, сколько как исторический документ. Нам представляется возможным достаточно быстро вызвать у учеников дополнительный интерес к занятиям латынью и показать им, что язык, который они изучают, непосредственно знакомит их не только с античностью, но также и с нашей собственной культурой.

Перед вами — первая подборка текстов, относящихся к средневековью. Исходя из установившейся программы, лучше всего приступать к ним в III или IV классе. Мы надеемся, что этот опыт позволит установить прочное соответствие между изучением латыни и ее историей и латинской литературой.

В избранных нами текстах нет откровенного коверканья норм классического периода: было бы опасно предлагать ученикам примеры, разрушающие те правила, уважать которые строго обязательно. В некоторых случаях мы сами воспользовались правом подвергнуть корректировке конструкции с варваризмами. Тем не менее, мы сохранили по собственному усмотрению некоторые обороты речи, не соответствующие нормативной грамматике; из всех этих «ошибок», всегда специально отмеченных, ученики могут извлечь пользу.

После каждого текста есть словарь: нам показалось нужным освободить учеников от поиска малоупотребительных, редких слов; напротив, лексику, сравнительно часто употребляемую, мы сделали предметом собственных усилий учащихся.

Что же касается всех предварительных замечаний, мы добровольно отказались от подробных комментариев: это дело преподавателя, который располагает особым правом пробуждать у учеников активность мысли, выражающуюся в критическом суждении, сопоставлениях, разработках конкретных документов и дискуссиях.

В заключение мы хотели бы поблагодарить г-на Роже Галя за постоянную поддержку нашего проекта и г-на Бьемеля, ставшего не только нашим издателем, но и постоянным помощником. И, кроме того, мы будем бесконечно признательны тем коллегам, которые пожелают поделиться с нами своими наблюдениями и критическими замечаниями.

Жан Деланнуа

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

I. С V в. по X в.
 

1. PRIMUM VIVERE

Эпидемия в Марселе

Голод

Норманны
 

2. ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Каким образом попадали в крепостную зависимость

Свинопас тоже человек

Письма с прошением к господину

ДОКУМЕНТЫ: Письмо Плиния Младшего с просьбой о милости
к вольноотпущеннному Письмо Сенеки к Люцилию

 

3. УПАДОК КУЛЬТУРЫ

Закат литературы

Книги — это редкость
 

4. КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Карл Великий и возрождение художественной литературы

Гуманист IX века

Ронсеваль

ДОКУМЕНТЫ:
Ронсеваль — победа басков
Легендарный император Бретонские легенды

 

5. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ

С какого времени существует мир?

Мир подобен яйцу

Какой представляли Землю в Х веке

Арабский географ
 

6. НАРОДНАЯ ФАНТАЗИЯ

Технический прогресс или чудеса?

Плавание св. Брандана

ДОКУМЕНТЫ:
Чудеса в Древнем Риме (Тит Ливий)
Замечания по поводу комет (Seneque, Pierre Bayle)

 

7. ТЕХНИКА

Часы Карла Великого

Водяная мельница

ДОКУМЕНТЫ:
Текст Витрувия
Текст Светония
Текст Апулея
Счетная машина Х века

ДОКУМЕНТЫ: Э.В.М.

 

II. От Х века до Возрождения
 

1. ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ

Основание Вокрессона, Любека

Париж к 1175 г.

Налоги и система погашения в корпорации «Февристов»

Правила торговли пергаменом

Клятва аптекарей

Хирурги и цирюльники

ДОКУМЕНТЫ: Капитулярий Парижского университета
 

2. УНИВЕРСИТЕТ

Университет Тулузы гордится своими свободами

Запрет на незаконную врачебную практику

Ректор

Преподаватели: их зарплата, костюм

Жизнь студентов: почта, выдача стипендии, Сорбонна, игры, танцы, переполох

Застольная песнь
 

3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Смысл истории

ДОКУМЕНТЫ:
Текст Боссюэ
Текст Ламартина
Суета Сует
Основы гигиены
Начало препарирования

АЛХИМИЯ
Два рецепта трансмутации
Рецепт для приготовления спирта
Приготовление греческого огня
Как очищать поверхность металлов
Экспедиция на Канары

 

4. ВЕРА, ВОЗДВИГАЮЩАЯ СОБОРЫ

Праздник Ослов

В Пиренеях, на пути в Компостелу.

Воспоминания о Карле Великом и легенда о Роланде

«Белые одежды» Церкви

Монахи-каменщики

Происшествия во время работы и чудеса

Св. Бернар — против причудливого декора в романских монастырях

Договор между художником и аббатством

Орган XII века

ДОКУМЕНТЫ: Названия нот в гамме Гвидо д’Ареццо
 

5. ЕРЕТИКИ И НЕВЕРНЫЕ

Ересь катар: их убеждения их уничтожение Ислам

Письмо папы Григория VII Мавританскому королю

Перед тем как отправиться в крестовые походы, нормандский сеньор отдает в залог свои земли

Школа восточных языков в XIII веке

Евреи

Сегрегация

Погром в Кракове

Письма св. Бернара против антисемитизма

Дракон г. Кракова
 

6. ВОЙНА

Техника ведения осады

Как форсировать ров

Как пробивать стены

Как защитить пробитую стену

На войне как на войне

Место укрытия от врагов

Божие перемирие

Проект международного суда как следствие Божиего перемирия