К. Морескини. История патристической философии. Содержание

 

Глава первая. Встреча раннего христианства и языческой философии


I. Христианство и языческая культура во II веке
 

1. «Счастливые времена» Империи

2. Ораторское искусство

3. Христианство и софистическая культура 


II. Бог единый или Бог первый?
 

1. Формирование христианского монотеизма

2. Формирование языческого генотеизма

3. Свойства высшего Бога в рамках монотеизма и генотеизма

4. Бог и высшее разумное начало

 

III. Гностицизм
 

1. Природа гностицизма. Вопросы терминологии 

2. Диалектическая связь гностицизма с греческой мыслью

2.1. Полемика с Плотином

2.2. Связи гностицизма с мистериософскими греческими учениями

2.3. Дуализм и антикосмизм

4. Происхождение мира и антропогония

5. Валентин

6. Иустин гностик

7. Василид

8.Платонизирующие нехристианские писания,
входящие в corpus Nag Hammadi

9. Маркион

10. Апеллес

11. Гермоген

 

IV. Апологетика

 

 1. Иустин

1.1. Против философии

1.2. Иустин и философия

1.3. Учение о логосе

1. 4. Логос и человеческая история

1.5. Истины, общие для христиан и для греков

1.6. Учение о Боге

1.6.1. Бог и божественный Логос

1.6.2. Теория двух этапов Логоса

1.6.3. Логос - Творец

1.7. Космология

2. Татиан

3. Афинагор

4. Феофил Антиохийский

5. Ириней

6.  «Увещание к эллинам» псевдо-Иустина и Ипполит
 

V.  Цельс

 

Глава вторая. Александрийская школа
 

I. Пантен
 

II. Климент Александрийский
 

1. Позиция, занимаемая Климентом по отношению к философии

1.1. Греческая философия и ее истоки

1.2.  Греческая философия и христианство

1.3. Различные философские течения греков

2. Мифы и религии

3. Христианская философия Климента

3.1. Учение о познании

3.2. Вера и гнозис

3.3. Истинный гнозис и истинный гностик

3.4. Созерцание и апофатическое богословие

3.5. Антецеденты апофатического богословия

3.6. Метафизика и учение о Боге

3.7. Учение о  Логосе

3.8. Физика. Учение о мире

3.9. Этика

 

III.  Ориген
 

1. Ориген и  философия. Проблема двух Оригенов

2. Богословие Оригена

2.1. Учение о  Святой Троице

2.2. Ориген и Нумений

2.3.  Ориген и  Плотин

3.  Этика

3.1. Промысел

3.2. Свободная воля

3.3.  Провидение и  звезды

3.4.  Провидение и молитва

4. «Ἀρχή» и «τέλος»

4.1.  Предсуществование разумных творений

4.2. Тело сотворенное и тело воскресшее

5.  Экзегеза

6. Доктрины физические и астрономические

 

IV.  Григорий Чудотворец
 

V. Мефодий

 

Глава третья. Христианская философия эпохи латинской апологетики
 

I. Тертуллиан
 

1. Тертуллиан и философия

2. Иррационализм Тертуллиана

3. Богословие Тертуллиана

3.1. Понятие о Боге

3.2. Другие свойства Бога

4. Познание Бога

5. Учение о Троице

5.1. Единство и Троичность; субстанция и лицо

5.2. Субстанция и лицо

5.3. Рождение Сына

6.  Этика Тертуллиана

6.1. Учение о человеческой душе; традукционизм

6.2.  Защита плоти

7. Добродетели: Тертуллиан и стоическая традиция

 

II. Христианская философия в III веке на Западе
 

1. Новациан

2.  Киприан

3. Минуций Феликс

 

III. Христианский герметизм

 

Глава четвертая. Эпоха Константина
 

I. Язычество и христианство в эпоху Константина 
 

1. Латинские панегирики

2. Панегирики и культура имперской эпохи

3. Бог есть «ум»

4.  Генотеизм

5. Поэзия эпохи Константина

6. Оракулы о боге

7. Речь перед собранием святых

 

II. Порфирий
 

1. Был ли Порфирий отступником?

2. Трактат «Против христиан»

2.1. Датировка

2.2. Систематизация фрагментов

2.3. Новые возможные подходы к Порфирию как к  противнику христианства

3.  Темы и мотивы антихристианской полемики Порфирия

4.1. Мефодий Олимпийский

4.2.  Евсевий Кесарийский

4.3. Аполлинарий Лаодикийский

4.4.  Иероним

4.5. Августин

4.6. Пакат и его сочинение «Против Порфирия»

 

III.  Арнобий
 

1.  Верховное божество

2. Происхождение и  судьба души

3. Полемика против анамнезиса

4.  Христос как податель откровения  и  предполагаемый эпикуреизм Арнобия

5.  Вопрос о «viri novi»

6. Попытка подвести итог

 

IV.  Лактанций
 

1. Лактанций как апологет

2. «Sapientia» и  «summum bonum»

3. Бог и человек

4. Учение о  Боге

4.1. Ум и божественный огонь

4.2.  Атрибуты Бога

4.3.  Эклектизм Лактанция

4.4. Учение о Троице

5. Дуализм

6. Герметизм

7. Философия и мистика

 

V.  Евсевий
 

1.  Апологетика Евсевия

2.  Учение Евсевия

3.  Первые наброски тринитарного богословия

 

Глава пятая. Эклектизм латинской христианской мысли в IV и V веках
 

I. Иларий Пиктавийский
 

1. Критика философии

2. Эволюция мысли Илария

3. Бог

3.1. Природа Бога

3.2. Бесконечность Бога

3.3. Бог бестелесный

3.4. Бог бесстрастный

3.5. Бог неизменный

3.6.  Гнев Божий

3.7. Бог неизреченный

3.8. Другие соображения, высказанные Иларием

4. Словарь, обслуживающий понятие «субстанции»

 

II. Халкидий
 

1.  Халкидий: его историческая личность

2. Халкидий и христианство

3.  Христианство и средний платонизм Халкидия

 

III. Иероним
 

1. Представление Иеронима о Боге

2. Иероним и Цицерон

3. Интерес к аритмологии

4. Иероним и греческая философия

5. Иероним и Порфирий

 

IV.  Юлиан Экланский
 

1. Использование аристотелевых категорий

2. Природа и воля

3.  «Natura» и «peccatum»

 

Глава шестая. Западный платонизм
 

I. Марий Викторин
 

1. «Parietes non faciunt christianos»

2. «Status quaestionis»

3. Троица

3.1. Плотин

3.2. Порфирий

3.3. Гностицизм

4. Отец

5. Сын


II. Амвросий
 

1. Миланский «неоплатонический кружок»

2. Платонизм Амвросия

3. Другие философские источники

4. Полемика против философии

 

III. Августин
 

1. Эволюция мысли Августина

1.1. Категории Аристотеля

1.2. Первое философское произведение: «О прекрасном и соответственном»

1.3. Период скептицизма

1.4. «Гортензий» Цицерона

1.5.  Встреча с неоплатонизмом

1.6. Кассициакские «диалоги»

1.7. Возвращение в  Африку

1.8. История греческой философии

1.9. Критика платонизма

1.10. Полемика против других философских систем

1.10.1. Против демонологии Апулея

1.10.2. Против школьного стоицизма

1.10.3. Полемика против Гермеса

1.11. Другие античные философы: Варрон и пифагорейцы

2. Платонизм Августина

2.1. Бог христианский и бог неоплатонический

2.2. Интерпретация Исх.

3. Троица

4. Сотворение «ex nihilo»

5. Порядок и структура мира

5.1. Идеи и красота

6. Триада в мире и  в  Боге

6.1. Триада: мера – число – вес

6.2. Мера – число – порядок

6.3. Бытие, форма, порядок

6.4. «Mensura»  — «numerus» — «ordo». Число

7. Происхождение зла

8. Удаление от Бога

9. Возвращение к  Богу: восхождение души

10. Другие темы

10.1. Память

10.2. Время и вечность

11. «Поздний» Августин

 

IV. Клавдиан Мамерт
 

V. Боэций
 

1. Историко-культурный контекст

2. Великий культурный проект Боэция

3. Боэций и греческая научная традиция

4. Платон и Аристотель

5. Боэций как богослов

5.1. Бог в мысли Боэция

5. 2. Христология Боэция

5.3. Приобщение к Богу и реальность вещей

5.3.1. Приобщение согласно Боэцию

5.3.2. Приобщение и христианское учение

6. Лексические проблемы

7. «Утешение философией»

8. Боэций и конец патристической философии на Западе
 

 

Глава седьмая. Греческий платонизм в IV и V веках
 

I. Писатели-ариане
 

1. Арий

2. Аэций

3. Евномий

3.1. Аномейство Евномия

3.2. Лингвистические концепции Евномия

 

II. Отцы-Каппадокийцы
 

1. Василий

1.1. Сущность Бога

1.2. Природа Бога

1.3. Сущность и ипостаси

1.4. Познание Бога

1.5. Космология Василия

1.6.  Василий и языческая этика

Примечание. О происхождении формулы «одна сущность — три ипостаси» (С. Лилла)

2. Григорий Богослов

2.1. Аскеза, духовная жизнь и платонизм

2.2. Этика

2.3. Платоническое богословие Григория Богослова

Примечание. Григорий Богослов и Плутарх

3. Григорий Нисский

3.1. Григорий Нисский и платонизм

3.2. Григорий Нисский и стоицизм

3.3. Григорий Нисский и аристотелизм

3.4. Другие познания в области современных ему философий

3.5. Два плана реальности

3.6.  Зло

3.7.  Непознаваемость Бога

3.8. «Ἐνέργεια» и «δύναμις» Бога

3.9.  Природа Бога

3.9.1. Катафатические свойства

3.9.2. Апофатические свойства

3.10. Тринитарное богословие

3.10.1. Отец и Логос

3.11. Антропология

3.12. Психология и этика

3.13. Душа и тело

3.14. Антропология Григория Нисского

3.15. Обращение к Богу и уподобление Богу

3.16. Восстановление изначального состояния (апокатастасис)

4. Учение о человеческом языке

 

III.  Синесий Киренский
 

1. Тринитарное учение

2. Космология

 

Глава восьмая. Философская культура греческого христианства IV и V веков


I. Афанасий
 

II. Дидим Александрийский
 

III. Немесий Эмесский
 

1. Состав человека

2. Человек и провидение

 

IV. Феодорит Кирский и его окружение
 

1. Мотивы тринитарного богословия

2. Другие философские мотивы

3. «Вопрошания христиан к язычникам»

 

V.  Кирилл Александрийский
 

1. Древние языческие поэты

2. Сборники мнений философов

3. Платон

4. Александр Афродисийский

5. Порфирий

5.1. Этика

5.2. «О воздержании от животной пищи»

5.3. «История философии»

5.4. «Жизнь Пифагора»

5.5. «Против христиан»

5.6. Учение о Троице

5.6.1. Божественная триада у Порфирия

5.6.2. Божественная триада у Платона

5.6.3. Плутарх, Нумений и Плотин

5.6.4. Языческие подтверждения: Плотин

6. Гермес Трисмегист

7. Выводы, к которым пришел Кирилл

8. Пример христианского конкордизма

 

VI. Школа Газы
 

1. Эней Газский

2.  Захария схоластик

 

Глава девятая. Христианская греческая философия в VI и VII веках
 

I. Псевдо-Дионисий Ареопагит
 

1. Проблема Дионисия Ареопагита

2.  Дошедшие произведения

3. Богословская мысль

4. Законы, регулирующие иерархию ангельскую и иерархию церковную

5. Учение о зле

6. Символизм в богослужении, таинствах и Священном Писании

7.  Мистериальная терминология и  тайное предание

8. Мистическое учение

 

II. Иоанн Филопон
 

1. До своего обращения

2. После обращения

2.1.  Опровержение вечности мира

2.2. Сотворение мира

 

III. Максим Исповедник
 

1. Бог

2. Космология

3. «Λόγος»

4. Человек и мир

5.  Учение о бытии

6.  Душа

7.  Ум

8.  Страсть и ее результаты

9. Эсхатология

10. Апокатастасис