Ольга Алиева «Классические гимназии — в каждую губернию!» Интервью с Ю.А. Шичалиным для журнала «Эксперт»
По мнению известного философа и педагога Юрия Шичалина, в России необходимо возродить классические гимназии — только они способны воспитать разносторонне образованных людей
Дискуссии о проблемах среднего образования не новость для России, они время от времени сотрясают нашу общественную жизнь уже многие десятилетия. Еще в середине XIX века знаковым событием стала полемика сторонников и противников классического гимназического образования, в которой друг другу противостояли представители консервативной и либеральной мысли.
Сторонники классического образования, основой которого были древние языки (латынь и греческий) и математика, полагали, что такое образование, обращенное к трудам античных авторов, обеспечивает высокий уровень общей культуры. Виднейшую роль среди них играл известный консервативный публицист Михаил Катков, которого активно поддерживал Федор Достоевский.
Эти люди считали главным не просто сумму заученных сведений, а «образование ума», формирование способностей мышления, расположенность к логическому анализу, способность видеть связь вещей и явлений, вытекающее из этого умение постигать новое. По их мнению, именно классическое образование ориентировано на подготовку всесторонне образованных людей.
Их оппоненты, среди которых можно отметить Дмитрия Писарева, не менее известного либерального публициста, считали, что классическое образование оторвано от практических потребностей, не отвечает требованиям времени, основной характеристикой которого стали невиданные успехи естественных наук. Как писал Писарев, «самый закал умов сделается тверже, когда естественные науки будут положены в основу общего образования». В этом либералов поддерживал Дмитрий Менделеев. Будучи человеком консервативных взглядов, он тем не менее считал, что Министерство народного просвещения России слишком мало внимания уделяет пропаганде естественных наук, «хотя заслуги России в этой сфере знания значительны».
Эта дискуссия продолжалась практически до 1917 года, когда пришедшие к власти большевики решили проблему одним махом, введя единую общеобразовательную школу с реальным, или, как тогда говорили, трудовым, уклоном.
Но в 1991 году дискуссия возобновилась. Оказалось, что в стране достаточно много сторонников классического образования, которые не только дискутировали, но и воссоздавали классические гимназии. Один из энтузиастов этого дела — создатель и директор Греко-латинского кабинета, частью которого является классическая гимназия, доктор философских наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой древних языков Православного Свято-Тихоновского университета Юрий Шичалин, интервью с которым мы публикуем ниже.
Подобный подход к образованию разделяют, конечно, далеко не все, так что это интервью — приглашение к дискуссии.
— Юрий Анатольевич, вы утверждаете, что реформа высшей школы невозможна без принципиальных изменений на уровне средней школы. Почему?
— Потому что нельзя сформировать хорошего специалиста из неуча, к шестнадцати-семнадцати годам не приобретшего широкого кругозора и не научившегося работать. Нельзя подвести студента университета к мировому уровню фундаментальной науки без предварительной подготовки в школе. Поэтому необходимо помимо обычных общеобразовательных и специальных школ возрождать классические гимназии, то есть общеобразовательные школы повышенного типа, которые будут непосредственно связаны со всеми факультетами крупных университетов.
Классические гимназии могут выполнить две задачи, без решения которых никакой подъем образования невозможен: во-первых, самим фактом своего существования классические гимназии повышают уровень средних общеобразовательных школ; во-вторых, они обеспечивают стабильно высокий уровень тех, кто будет получать высшее образование. А это повысит уровень наших университетов и тем самым нашей науки и культуры в целом.
— Но программа классической гимназии выстроена вокруг древних языков. Не слишком ли это специальная отрасль знания, чтобы на ней строить подготовку к университетской программе в целом?
— Сегодня классическая гимназия должна строиться не на древних языках как таковых, а на вмещении в одиннадцатилетнюю программу начальной и средней школы научно разработанной истории европейской цивилизации, два основных и базовых языка которой — греческий и латынь. Эти языки дают нам возможность осмысленно, причем из первых рук, изучать, в частности, историю математики и прочих точных и естественных наук. Уже сама принципиальная доступность текстов на греческом и латинском языках открывает ученику тридцать веков европейской цивилизации. При этом хочу подчеркнуть, что я имею в виду именно европейскую цивилизацию, а не западноевропейскую культуру, потому что Европу нельзя сводить к Abendland, Западной Европе.
Современная классическая гимназия не должна быть, так сказать, техникумом по классической филологии, но должна вводить в историю нашей современности: именно европейская цивилизация благодаря своим образовательным и научным институтам приобрела планетарное распространение, и без ее понимания невозможно правильно оценить современную ситуацию в мире. Мы должны готовить детей не к абстрактному развитию ума с помощью латыни или математики, а к полноценному вмещению современного многополярного мира, объединенного европейскими образовательными и научными структурами, мира, в котором Россия играет одну из ведущих ролей.
При этом подготовка в такой школе должна быть в принципе одинаковой и у будущих физиков, и у будущих филологов или историков. Тогда у профессиональных математиков и физиков будет общий язык с историками и филологами, и мы не будем сталкиваться с такими дикарскими явлениями, как математик Фоменко с его новой хронологией. С другой стороны, историки с филологами не будут при составлении своих исторических картин выпускать из виду развитие точных и естественных наук.
— Со стороны технарей я уже слышу громкие возражения и упреки в том, что это фантазии, что советское образование было лучшим в мире и никакой классики там и в помине не было.
— Платон в «Менексене» говорит, что несложно хвалить афинян перед афинянами. Советское образование как таковое могут хвалить только те, кто не имеет представления ни о каком другом образовании, и только перед теми, кто им в этом подобен. О лучшем в мире советском образовании обычно говорят именно советские технари: я имею в виду не только инженеров, но и технарей-гуманитариев. Посмотрите хотя бы, как эти последние проявили себя сравнительно недавно при создании единого учебника истории России: осознав, что коммунизм отменен, они с готовностью приняли в качестве столь же неизбежной цели развития человечества вообще и России в частности либеральную демократию и с легкостью заменили постоянную классовую борьбу с эксплуататорами на столь же пламенную борьбу за построение гражданского общества. Нужно вообще ничего не видеть, чтобы считать преподавание гуманитарных дисциплин в советской школе лучшим.
С другой стороны, хорошо обученные советские технари, волнами уезжавшие на Запад, успешно занимались наукой и достигали там хороших профессиональных результатов. Но разница в уровне общей подготовки ученых разных волн эмиграции, в их, так сказать, гуманитарном горизонте очевидна всякому, кто интересовался этим вопросом. Выпускники классических гимназий не только делали фундаментальную науку и в России, и на Западе, но и поддерживали общий высокий культурный уровень ученого сословия.
В связи с этим я всегда вспоминаю знаменитого кораблестроителя, математика и механика академика Крылова, который в то же время был и переводчиком «Математических начал натуральной философии» Ньютона. Будущий академик изучал латынь в частном пансионе в Марселе, затем в прогимназических классах уездной школы в Севастополе, а затем — и латынь, и греческий — в классической гимназии в Риге; эти знания пригодились Крылову по окончании Петербургского морского училища, когда ему пришлось читать, как он сам пишет в «Воспоминаниях», элементарно простую латынь Эйлера, превосходную латынь Ньютона и классическую латынь Гаусса и Якоби, что, впрочем, не считалось чем-то экстраординарным. Великий кораблестроитель был широко эрудированным ученым, знающим историю науки из оригинальных сочинений ее великих творцов.
Именно этот недостаток широкого кругозора и общей культуры у технически хорошо подготовленных физтеховцев не давал покоя ректору Физтеха Николаю Васильевичу Карлову, который организовал в Физтехе гуманитарный факультет и сам в течение всей жизни невероятно активно развивал свою и без того обширную эрудицию в самых разных областях.
— В Советском Союзе были попытки ввести в среднюю школу элементы классического образования: в ряде школ началось преподавание латыни, в 1948 году был выпущен учебник латинского языка для 8–10-го классов, а в 1950 году была издана хрестоматия по латинскому языку.
— Этот эпизод связан с деятельностью Владимира Петровича Потемкина, выпускника тверской классической гимназии и историко-филологического факультета Московского университета, бывшего в 1940–1946 годах наркомом просвещения РСФСР. По решению руководства страны, прекрасно понимавшего роль общего образования в деле повышения обороноспособности страны, Потемкин стал проводить реформу школы, которая шла в значительной степени параллельно с интенсивным развитием военных учебных заведений и прочими преобразованиями в армии: тогда в армию, в частности, была возвращена форма, схожая с прежней царской, введены погоны и жесткая иерархия. Точно так же многие установки дореволюционной школы, отмененные революцией и деятельностью трудовых школ, были снова взяты на вооружение. Были созданы новые программы, включавшие в себя, в частности, зарубежную литературу; введены домашние задания и экзамены после окончания начальной, неполной средней и полной средней школы; появилась школьная форма; одно время на этой волне проводилось раздельное обучение мальчиков и девочек.
Один из результатов этого краткого, но значимого эпизода — Аверинцев и Гаспаров, заставшие следы потемкинской реформы. Но все то, что было восстановлено при бывшем семинаристе Джугашвили, изучавшем греческий и латынь (выпущен со всеми пятерками, единственная четверка — по греческому языку), при рабфаковце Хрущеве сошло на нет.
— На Западе уже давно говорят о кризисе классического образования. Можно ли ориентироваться на модель, которая переживает такие сложности? Мои немецкие коллеги жалуются на сокращение часов латыни и греческого в школах, а французские — на сокращение числа самих школ.
— «Кризис» не уничтожил классическое образование, просто оно перестало быть единственным пропуском в университет. Сокращение количества часов в школе, скажем, с двенадцати до восьми — это не то же самое, что полное истребление гуманистической школы, о чем, насколько мне известно, в Германии речи не идет. Что касается Франции, то там действует, например, Institut libre de formation des maîtres в Париже, с которым сотрудничает наша гимназия. Это молодая, но очень перспективная структура, развивающаяся под эгидой Fondation pour l’école, объединяющей свыше пятисот школ во Франции. Она пользуется мощной общественной поддержкой: образованные люди понимают, что, отказываясь от классического образования, Франция отказывается от своего влияния. Ни больше, ни меньше, а именно так.
В целом, несмотря на трудности эпохи постпостмодернизма, Англия, Франция, Германия, Нидерланды сохраняют свои классические средние школы, которые исправно поставляют в лучшие университеты (причем на все факультеты) студентов, которым не нужно начинать свое высшее образование с изучения греческого алфавита, поскольку их ум и интеллектуальный горизонт уже сформированы чтением и интерпретацией греческих и латинских классиков. Эта же политика была и в царской России, где к университетскому образованию допускались только выпускники классических гимназий.
Важность качественной подготовки к университету совершенно необходимо учесть при нынешней установке на модернизацию высшего образования. Дело в том, что никакие финансовые вливания сами по себе не приведут у нас к появлению интеллектуальной элиты: они, пожалуй, в лучшем случае могут способствовать подготовке инженеров низшего и среднего звена; но никакими количественными методами нельзя сформировать высокий интеллектуальный уровень учащихся. Из великовозрастных неучей, не получивших полноценного среднего образования, нельзя подготовить самостоятельно мыслящих людей действительно высшего образовательного уровня. И лучше бы не изобретать здесь велосипед, а проявить разумное доверие классической традиции, которая как раз и задала эту высокую интеллектуальную планку среднего и высшего образования.
— Иными словами, университетский курс должен начинаться в школе?
— Никто не отнесется всерьез к спортсмену, балерине или музыканту, если они напряженно и целенаправленно не занимаются своим мастерством с самого детства. Физики и математики понимают, что подготовка специалистов также должна начинаться в школе. Но если это так, то едва ли следует питать иллюзии, будто недоросли без кругозора и без воспитанного с детства умения много, напряженно и продуктивно работать могут за пять и даже за шесть лет весьма среднего высшего образования стать мирового класса историками, политологами, экономистами, крупными менеджерами, юристами, философами и прочая, и прочая.
И мы, конечно, будем гордиться хорошим воспитанием работников некоего среднего инженерного звена, потому что без них не может обойтись никакое налаженное производство; но мы не должны забывать, что перед ними нельзя ставить задачи, принципиально превышающие уровень их образования и компетентности. А если это так, откуда же взяться прорывам в фундаментальной науке?
Нельзя забывать, что математик Лобачевский, химик Менделеев, врач Склифосовский, создатель аэродинамики Жуковский, основатель отечественной эндокринологии Шервинский, академик Вернадский, лингвист Щерба, математик и переводчик Евклида Мордухай-Болтовской, академик Курчатов, лауреат Нобелевской премии академик Тамм и решительное большинство представителей фундаментальной науки — выпускники классических гимназий.
Многие российские гимназисты занимались фундаментальной наукой на Западе: химик Гомберг, член Национальной академии наук США (с 1914 года), президент Американского химического общества (с 1931 года); основатель нефтехимии в США Ипатьев; филолог-классик, историк, археолог, американский профессор Ростовцев; химик, профессор Коллеж де Франс Чичибабин; авиаконструктор (его иногда называют отцом авиации) и изобретатель вертолета Сикорский, основатель американской фирмы Sikorsky Aircraft, и еще очень многие выпускники российских гимназий. Именно гимназисты преимущественно и делали мировую фундаментальную науку в XIX–XX веках, причем не только в России.
Наконец, нельзя не вспомнить наших выдающихся переводчиков, филологов и поэтов: Анненского, Вячеслава Иванова, Зелинского, Шервинского, философов Соловьева и Лосева — все эти выдающиеся деятели нашей культуры также учились в классических гимназиях.
И сейчас мы должны здесь, в России, приложить все усилия для того, чтобы восстановить этот уровень образования в общеобразовательных школах повышенного типа, и благодаря этому — в университетах. Провинциализм и дилетантизм здесь недопустимы и вредоносны.
— Вы сказали, что финансовые вливания сами по себе не приведут к появлению интеллектуальной элиты. Можно ли считать воспитание такой элиты одной из задач классической школы? Это элитарный проект?
— Восстановление у нас классических гимназий — проект образовательный, мало того, это общеобразовательный проект. Его успех будет свидетельством действительного повышения образовательного уровня нашей страны. А будет ли то или иное образовательное учреждение относиться к числу элитных — зависит от многих обстоятельств. Элита ни в одной области не создается искусственно. Объявить о создании элитной школы, дающей элитарное образование, несложно. Но создать действительно работающую образовательную структуру повышенного уровня очень сложно. Тем более сложно создать систему работающих школ такого рода.
Но сложно не означает невозможно. Классические гимназии сегодня, как и в царской России, должны вновь быть созданы, по крайней мере, в каждом губернском центре. И сегодня, как это было в определенный период советской эпохи, классические школы нужно рассматривать как важнейшее средство повышения обороноспособности нашей страны. Выпускники именно этих школ обеспечат действительное повышение уровня нашего университетского образования и тем самым — уровень фундаментальных исследований. Здесь не нужны никакие искусственные конструкции, нужно профессиональное использование испытанных образовательных институтов.
Но при этом, учитывая разнообразный опыт прошлого и настоящего, мы не должны сегодня механически воспроизводить ни царские гимназии, ни советские школы, ни опыт США или наших европейских соседей. Главной нашей заботой должно быть составление содержательно наполненных программ, обеспеченных необходимыми материалами, на основе которых можно выстраивать конкретные учебные планы. Заниматься этим можно только во всеоружии современных технологий и методик. Это очень трудоемкая задача, которая тем не менее по частям уже решается отдельными школами, чей опыт нужно учесть. И только так можно обеспечить высокий уровень поступающих в университет.
Кстати отмечу, что как раз классическое образование сегодня совершенно немыслимо без современных технологий. Тексты на греческом от Гомера до XVI века представлены сегодня в виде электронной базы данных — Thesaurus Linguae Graecae (TLG). Сегодня у «классиков» по всему свету есть прекрасные электронные греческие и латинские словари, множество текстов, снабженных переводами на разные языки и множество других интернет-ресурсов, без которых говорить о возрождении классического образования было бы просто нелепо.
— Вы упомянули про опыт отдельных школ. Что это за опыт и как он может быть учтен при формулировании стандарта классической гимназии?
— Даже при самом централизованном подходе к этому вопросу классические гимназии в нашей стране будут разными. Да это уже так и есть. 610-я школа в Санкт-Петербурге — государственная, наша, ГЛК, — частная; у нас есть Закон Божий и гимназический храм, у петербургских гимназистов этого нет. Но общая черта классических гимназий — это нацеленность на подготовку к университетскому образованию при исходной связи с местными университетами. Без помощи университетской профессуры никаких общеобразовательных школ повышенного типа в России не появится. 610-я школа исходно связана с Санкт-Петербургским университетом, и едва ли случайно, что за сохранение кафедры классической филологии в Петербургском университете вела борьбу именно эта школа. Наша гимназия связана с Московским университетом.
Но мы считаем, что помогать возникновению гимназий должна и Церковь, хотя бы потому, что работа по восстановлению высокого образовательного уровня в Церкви уже идет. Она идет очень трудно и медленно именно в силу слабости абитуриентов, поступающих в церковные школы, но их уровень нужно повышать точно так же, как и уровень поступающих в университет. Наша гимназия поэтому сотрудничает и с Московской духовной академией, и с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Мы считаем, что это сотрудничество взаимно полезно: на наш взгляд, изучение двух древних языков важно не только потому, что это два языка двух первых европейских народов, но и два первых языка христианской Церкви, только благодаря которой и было в такой полноте сохранено и затем развито греко-римское образование и наука.
Очень важный опыт есть у нижегородцев. В Нижнем в 2007 году при содействии тогдашнего полномочного представителя президента РФ, нынешнего министра юстиции Александра Коновалова на базе Лингвистического университета организован Славяно-греко-латинский кабинет Приволжского федерального округа. Эта структура успешно работает и развивается при поддержке митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, который поддержал создание кабинета и организовал несколько православных школ с элементами классического образования.
Поэтому школы, готовящие к университету в России, могут и должны быть разными, но все они должны формировать у своих учеников действительно широкий интеллектуальный и духовный кругозор. Главным результатом работы этих школ в России должны быть ученики, которые будут с увлечением учиться, понимая при этом, что, учась в России, они учатся в лучших школах и получают лучшее среднее и высшее образование. Именно это и будет успешнее всего воспитывать в наших учащихся патриотизм.
24 August 2015
© 2015 Group Expert CO. All Rights Reserved
Источник: https://expert.ru/expert/2015/35/klassicheskie-gimnazii--v-kazhduyu-guberniyu/