Гуго Гроций. Адам изгнанный. 2. Акт второй
Адам, Ангел
Ямбические триметры
Встает из мрака день законом вечного
круговорота: чин времен назначенный
приносит землям солнца шар блистающий.
315
Уходят звезды – больший светоч близится,
сестра от Феба, ночь от света прячется.
О, сколь велик Он, чьей рукою мощною
кружится неба ось, и вихрь стремительный
Олимп вращает, полюсами сдержанный,
320
и полый мира груз вперед и вспять влечет
все тем же кругом. Звезды, их создателя
закону внемля, года сменой ведают;
Титан с блестящей гривой шлет сияние,
Луна, созвездий хоры выводящая,
325
ночные тени рушит. Хода эфирного
сей глас священный славит руку мастера,
и все светила в быстрой пляске носятся
в лад с небосводом. Нам служить создателю
всего – внушает мир, недозволяющий
330
к земле лепиться: манит в горние области,
и мысль приводит к первопричине собственной.
Ангел
О ты, блаженный, блещет в чьем предсердии
преславный образ Бога величайшего,
кому – а это благо наивысшее –
335
дан ум и радость Богопочитания.
Адам, помысли, как ты возвышаешься
над всею тварью! Посмотри, вот глыбы скал:
творцом великим, как и ты, содеяны,
рукою той же, – между тем, природа их
340
чужда движенью. Вот дерева, взгляни на них:
в листве зеленой, всякое свой плод несет,
растут с годами и нескоро в старческий
вступают возраст, – но зато ни радостей
знать не дано им, ни терзаться болями.
345
А рыбы, звери и племя высоколетных птиц
цвета различают, слышат звуки голоса,
вдыхают запахи, пищи вкус испытывают,
и осязанье также служит службу им;
бежать умеют зла, в пользе следовать,
350
влечет их чувство – разум же отсутствует,
и не дано им мыслей, речью явленных,
ни внять, ни молвить; нет у них ни совести,
ни веры в Бога: жизни миг – вот благо их.
А тебе сверх этого – душу, смерти чуждую
355
и зла, внедрил Он госпожой над чувствами.
Свидетель славы Божьей, подчиняйся же
Его священной воле, – вот закон Его:
все для тебя Он создал, но тебя – Себе.
Адам
Бог есть, конечно, тот, чьей воле суша, понт
и оба Фебовы дома подчиняются.
360
Пред Ним простерто все, и, безначальный, Он
конца не знает, Сам началом будучи
и концом для мира. Все века грядущие
Он зрит. Он создал все и все создания
365
оберегает разумом радеющим.
Не связан телом, не стеснен пространственно,
живет повсюду и границ не ведает.
Источник правды, блага Ключ и Мудрость в Нем,
царица мира, ибо может все она.
370
Мчит небо кругом, Землю же опорами
крепит своими Он, и Он тяжелое
свергает, кверху направляет легкое,
движенья – первый двигатель – не ведая. 9
Единый вечно, все же существует Он
375
как триединый: ибо Он – отец всего,
тот, чьей могучей дланью все свершается;
Он Сын, от века явленный Отцом самим
как божий разум, Ум Отца, Закон всего
и Слово, чьею силой непостижною
380
быть стало прежде бывшее ничтожеством;
Любовь Святого Духа и Согласие
их сочетает: Три же суть Единый Бог.
Ангел
Сколь многое в малой, в скромной сколь великое
раскрыл ты речи, и насколько явственно
385
ум в сердце вылепил Бога величайшего,
кого отчасти мы знаем, – совершенно же
лишь божье знанье: себя вмещая и жаждая,
вполне Он благо вкушает, в прочих – ущербное.
Сам Бог есть Ум, что полнит мироздание
390
и стоит над миром: беспечален во времени,
Он не прейдет вовеки; видит истину
до ее явленья, волит и чинит добро.
С ним несравнимы, но к нему ближайшие,
мы – божьей волей – слуги-небожители
395
и ваши души: в вас ничто не связано
с каким-то местом, нас и разделить нельзя.
Но что ил там мы, или здесь, – то правильно:
мы не повсюду сразу; так же в вас душа
в отдельных членах тела вся присутствует,
400
но вся в пределах тела, а не вне его.
В деяньях наших временем не скованы,
мы все ж не вечно действуем тождественно,
как Бог, но то начинаем, то прерываемся.
Им созданы мы смерти неподвластными.
405
Не знаем правды всей и нераздробленной,
и будущего. Воля наша держится
всего благого, – благо ж от Ума Его.
Адам, дано нам счастье величайшее
то волить лишь, что волит и свершает Бог,
410
внимать приказам, почитать правителя,
хвалить законы и любить создателя,
того вмещая, для кого открыто все.
Отца стремишься знать? – Учись у созданных
вещей: что есть, есть Бога отражение.
Адам
415
Едва представлю, что зверей, и рыб, и птиц,
самого меня, земли и небоздания,
Луны и Солнца – не было, причем еще
совсем недавно, – сам не свой, подавленный
дивлюся Богу, мира созидателю.
420
Так коли можешь – ибо то, что создано
до моего созданья, знаешь лучше ты –
прошу, поведай, как и чередом каким
сей строй великий всем, что в нем, исполнился.
Ангел
Два тела создал Бог еще до времени,
425
когда лишь Он был, кроме же Него – ничто.
Громады, прежде созданной, простой была
материя: части – все друг другу равные,
вид совершенен, – будто шар доподлинный,
кругла и острых не имела выступов, –
430
конец с началом в ней да не расходятся.
Ее природа, равномерно двигаясь,
была бессмертна, не боялась гибели,
без измененья места обращалася,
в круженье вечном сферы за собой влекла,
435
размерив время: здание небесное
висело, осью сдержано, – размеры чьи
определяют с двух сторон два полюса.
В глубинных недрах той громады прятался
лишенный света Хаос неоформленный.
440
его и всем ты можешь, и ничем назвать.
Тогда, сгущаясь, вниз упасть тяжелое
и вверх подняться не стремилось легкое;
сухое с влажным, и с холодным теплое,
большое с малым, с твердым вместе мягкое,
445
смеясь, таилось: все, что есть, из глыбы сей
могло создаться и облечься формами.
Адам
Коснела долго мертвая материя,
иль вдруг предметов вспыхнул облик девственный?
Ангел
Час не единый всякому отдельную
450
назначил форму: ибо с бегом времени
все, разделившись, место обрело свое.
Та часть, что стопы топчут, – серединная,
в соседстве с осью, – сдавленную тяжестью
вместила землю: в волны погруженная
455
земля сначала морем покрывалася,
а море – мраком. Вдруг рукою божией
был создан воздух: вольный, он порывами
напал на воды, – но огонь, блестящего
служитель света, все еще отсутствовал,
460
и тень скрывала темью мироздание.
Тогда из емкой глыбы Бог изойти велел
огню – светоносцу и, веленью следуя,
сухой, пылающий, легкий изошел огонь.
Еще четыре мест своих не заняли
465
первоначала: суши в море не было,
над сушей – воздуха в виде шара полого.
Еще природа близ Луны тогда огня
не поместила: в воздух вдруг он вырвался,
оставив хаос, но на сферу высшую
470
не возведенный, в грубый ком составлен был;
как бы невольно к части прилепился он
восточной неба, и – круговращением
его подхвачен, стал подвижным светочем.
А вспять влекомый мчащейся окружностью,
475
одной потемки прежние на дважды шесть
часов вернул он части, а ясный свет – другой.
Так – умеряясь вечной ночи сменою –
твореньем первым первого дня был создан день.
Адам
Нельзя ль узнать мне, как была расположена
480
Та четверня, 10 родящая все, которая,
сплетясь взаимно, днесь – всецело слажена
и, все заполнив, пустоте бежать велит?
Ангел
Когда был явлен свет, Бог повелел тогда
летучим вихрям полнить части полые,
485
а емкому воздуху все занять порожнее
и, став в средине, отделять от нижних вод
небесную влагу; верный предписанию,
тот вверх распространился и увлек с собой
летучую жидкость: пар поднялся до неба,
490
где ныне тучи нависают грузные
и, мчась, рождают дождь из чрева тяжкого.
Но воздух не в одном лишь месте: три ему
даны отдельных области: жжет высшую
с огнем соседство близкое пылающим, –
495
там та, что ликом, беды возвещающим,
твоим потомкам да не шлет несчастия,
блестит Комета; то же место жар сухой
и путь падучих звезд хранит, прочерченный
в высоком небе. А в срединной области –
500
там хлад и влага, и, блуждая, разные
пары витают, – ливни здесь рождаются
и дыханья ветра быстрые, коль влагу зной
свергает или хлад срединной области
наверх порывам жарким закрывает путь.
505
Там – рокот грома и сверканье молнии
в великом возникают несогласии.
Там дождь унылый, зимней стужей скованный,
затвердевает, снегом или градом став.
А низший, более плотный, воздух, жар набрав
510
отброшенного пламени, на землю шлет
туман тяжелый и росу чистейшую.
Так воздуха преграду, разделившую
два разных вида влаги, день второй узрел.
И в тот же самый день веленьем Божиим
515
в моря и реки воды собираются:
вода по руслам и меж побережьями
шла вдоль просторов, ею увлажняемых, –
тогда пред небом обнажила грудь Земля,
и на другой же день растенья вывела.
520
Покрыла поросль пашни плодородные,
трава, что соком налилась целительным,
взросла впервые, и, веленьем Божиим,
семена извергла. И деревья с этих пор
впивают соки Матери-Земли, пронзив
525
ее корнями, воздуха живительным
дыханьем дышат, а растут они – от струй,
приятых в недра, в самом же верху несут
огня живого жар, хранящий целое;
530
а чтобы растенье род не погубило свой,
оно перед смертью себе рождает подобное.
Адам
Мы верно ль полагаем, что в четвертый день
Бог создал звезды, лунный свет и солнечный?
Ангел
Когда эфирный свод уже четырежды
настиг то место, где вращенье начал он,
535
окружность мира к тверди неба огненной
шар прикрепила; место, что оставили
пустым Эфир и Воздух, – для кругов своих
огонь срединный занял; после этого
Бог создал звезды: а не хаос низменный
540
в состав их входит, – лучшая, тончайшая
материя рождает звезды: та же их
природа, что у Неба, в кое вколоты,
они бегущим светом ночь приветствуют
и день, и делят между ним и тьмой часы,
пары вздымают силой жара горнего,
545
вещают ведро, ливень и ненастие,
определяют года дни и месяцы.
Сияют с тверди две звезды, которые
всех прочих больше: Феб огня кипучего
550
тепло на землю шлет, как будто зеркало,
и, дня правитель, силой блеска прочие
светила гасит, в небесах померкшие;
Луна же, ночи госпожа, похитивши
сиянье брата, чуждым светом светится:
555
коль, стоя против Солнца, предстоящие
лучи впивает Феба благодатная
тогда низводит в мир себя, чтоб тьму крушил
блеск безущербный; если же в объятиях
сестра у Солнца – ночь молчит безлунная.
560
И чем Титана свет сияет ближе к ней,
тем у светила тоньше серп двурогого.
Сей день четвертый кроме этих двух светил
на разны сферах звезд увидел множество.
Светилоносных восемь есть окружностей,
565
из них звездами блещет высочайшая,
на прочих сферах – по одной планете лишь.
На высшем круге полосой широкою
двенадцать знаков, проходя которые,
то дня, то ночи царством Солнце движется, –
570
то милостивой дланью продлевая свет,
то тень простерши. Оба Семизвездия
вмещает этот дом, Гиад дождливых – тот,
а также вестниц осени и весны – Плеяд.
Оттуда бурей мощный Орион грозит
575
и Пес пылает, в зное задохнувшийся.
Семь сфер, несущих по звезде блуждающей,
идут вслед Солнцу, – два у них движения.
Хотя стремленье Неба наибольшего
влечет насильно их в дневном вращении, –
580
сдержав невольный бег, они насупротив
влекутся сами: сила свода верхнего
с Востока увлекает днем стремительно,
а ход неторопливый возвращает их
с Заката к дому Солнца Восходящего.
585
Бег звезд различен: по шести четырежды
часов с собою небо сферы нижние
вращает: первым стынет на звезде своей
Сатурн тяжелый, он за трижды десять лет
неспешно совершает путь свой по небу;
590
за ним – Юпитер (путь его – двенадцать лет)
и Марс соседний (путь его – двухлетие).
За ними – Солнце: свой измерит круг оно
всего лишь за год; следом Солнца спутница
звезда Венеры, и Меркурий маленький
595
бегут в пространстве меньшем. Ниже названных
проходит в месяц Фебова сестра свой путь.
Когда увидел Бог все, что Им создано, –
признав, одобрил.
Адам
День какой зверей и рыб,
птиц и скота, и гадов зрил создание?
Ангел
600
Когда назавтра Феб свой свет опять зажег,
велел всемощный, чтоб в стекле озер, и рек,
и вод морских, с луною прибывающих,
поплыли рыбы; и крылами быстрыми
свой путь торили в воздухе пернатые.
605
И создал чудищ моря изобильного –
китов огромных и чешуеносный род,
и род летучий: в каждом роде – множество
различий, видов, созданных Природою
безмерно щедрой: каждому душа дана;
610
она – живого тела форма властная, –
растит, питает, чувствует, живит, плодит.
И Бог, десницы мощной видя творчество,
слова такие молвил в одобрение:
«Питаясь всякий пропитаньем собственным11, –
615
растите сами; множьте вашу численность,
плодя потомство: в семени сокрытые
высвобождайте души, – сочетаяся,
его вмещайте в чрева плодородные,
храните, чтобы плод родился вовремя, –
620
с земли чтоб было видно птиц бесчисленных,
чтоб рыбы толщу вод просторных полнили».
День следующий (он шестым ля мира был,
для Феба – третьим, для тебя и всех иных
животных – первым) повелел Создатель-Бог,
625
чтоб сотни гадов шли путями полыми,
чтоб сотни ядов робким, коль позволит Бог,
грозили тщетно; и велел, что в девственных
лесах блуждали звери, и скоты паслись
в лугах зеленых: все, главу клонящие
630
к полям родимым, в небо непривычные
вперяться взором и – навеки связаны
с землею – видеть храмины небесные.
Адам, вот сколько есть с тобой несхожего;
когда же создал Бог тебя и дал тебе
635
свое подобье – знак удела высшего, –
то в день седьмой – священный – опочил от дел,
признав, что выше ничего не создал Он.
Но вот, я вижу, идет к тебе жена твоя,
я – удаляюсь, долгом призываемый.
Ева. Адам
Ямбические триметры
640
Супруг, со мной союзом вечным связанный
по воле Божьей, – без тебя и долг прямой
надолго оставаться запрещает мне,
и жгущий сердце жар святой любви моей.
Адам
О ложа сонасельница, чьи кости Бог
645
из моей составил кости, чью из мужниной
слепил Он плоти плоть, дабы рожденное
к своим истокам снова возвратилося!
Как дивно понял Бог, все постигающий,
что невозможно полно наслаждаться мне
650
без друга жизни: души слаще трогает
услада, если поровну делить ее
с любезным другом. Радость приобщать других
к своим достаткам, многим уделять свое, –
в природе блага: нет ведь без товарища
655
блаженства, – скорбно счастье одинокого.
Когда десницей щедрою создателя
зверей породы все мне были отданы,
своею коим волей я имена нарек,
то оказалось: для меня подруги нет
660
другого пола. Божьей дланью посланный,
тогда глубокий сон объял все члены мне,
и – скованному дремой – морок тягостный
затмил все чувства; из глубин груди моей
ушло дыханье, дав отдохновение
665
работе мысли. И покуда мной покой
владел глубокий, из спины, внизу ее,
где охватили чресла с двух сторон хребет, –
из этой части тела Бог ребро извлек,
заполнив плотью пустоту зиявшую.
670
Восстановились члены, и владевший мной
меня оставил сон, а из моих, жена,
составлен членов, лик твой предо мной предстал.
Тебя увидев, обмер и недвижен был, –
но пробудилось пламя небывалое
675
и огнь любовный. Всемогущий Бог тогда
скрепил речами наш союз священными:
«Сойдясь, умножьте, – молвил, – человечий род, –
мое подобье; всей земли пространствами
пусть правит поросль ваша: и на суше пусть
680
зверей, и в небе – птиц, и рыб – в волнах морских
сносить научит власть людского племени».
Ева
Муж для супруги – счастья часть великая,
быть может, даже – все; что ныне мило мне,
то – гибель без тебя.
Адам
А чтобы пыл не гас
685
любви взаимной, чтобы благо общее
век услаждало, – тешат нас Эдемские
утехи – славный Бога дар прещедрого.
Всех благ источник в Боге видя, мы Его
всех прежде любим; те, что заповедал нам,
690
блюдем законы: древа плод запретного
мы не вкушаем, наслаждаясь прочими.
Но что за дивный голос слух мой радует? –
То хор эфирный Высшему Правителю
хвалы возносит святые, – я подпою ему.
Хор
из разных лирических размеров
695
О, творец всего, благодарный славит
ум тебя небывалым гимном12,
свидетелем могущества
выставив мирозданье.
Твое величье ясное
700
одето славой; хвалы нарядом
красуясь, светом святым сияет.
Божья десница, воздух набросив
шлемом просторным, светлого чистым
пламени кровом землю укрыла.
705
Облака дожденосные
Ты ввергаешь в узилища, и, возница мощный,
уздою быстрой с бурей справляешься,
легким ветром несомый.
Твоих посланцев службу исполняя,
710
верхи деревьев поражают Кавры13;
и Восток и Запад взирают
на мощь живого пламени рабскую.
И, тебе служа, мы – столь же, сколь ветры
и огни, скоро – исполнять мчимся
715
все, что ты прикажешь нам.
И, неподвижна, трепещет земля пред Тобой, допуская,
чтоб носились вокруг своды эфирные,
не желает сама кружным путем нестись.
Первый видел ее день погруженною
720
в воду, ибо тогда скрыли потоки все.
Брегом был небосвод, мраком покрытые
гор хребты Океан прятал высокие
под пучиной бесчинною.
Боже, но лишь приказал Ты высокогремящею речью,
725
чтоб отступила волна, как тотчас волна отступила;
и, повинуясь Господу, влага
ушла в глубины: Земли поверхность
открыли воды. Они, стремительной
хлынув лавой с самого верху,
730
меж холмами в низменных долах
осели, после ж в отведенных
держались складках.
Был Тобою простор заключен в надлежащих границах,
чтобы вновь он не скрыл высокими водами землю,
735
чтобы суши чело из вод показалось опавших.
Ты приказал рожденным
в скалах ручьям пробиться:
их, утоляя жажду,
пьют звери и онагры;
740
близ них садятся птицы
и сладостно щебечут
под сению дерев.
Влагу в виде дождя над вершинами ты проливаешь
и, различая вдали с высоты небосвода долины,
745
землю ливней, из туч исторгнутых, Ты причащаешь
там, где приносит плоды, напитавшись, родящее чрево.
В землях тех, где скот и стада пасутся,
хороши луга: наливаясь соком,
там растут трава, и отменным кормом
750
на полях хлеба вызревают тучных.
И земля дарит плотный плод маслины
и – чтоб сердца мощь ликовала вволю –
лозы хмельные.
И уделил ты от влаги своей возвышенным кручам,
755
где возрастают до звезд ветвями могучими кедры,
в коих живут воробьи и аисты клювом стучащим.
Часто близ самых вершин на елях висящие гнезда
в воздух просторный птенцов высылают на трепетных перьях.
760
Гор вершины высокие
сделал Ты обиталищем
племени козлиному.
Повелел Ты, – и кролики,
Повелел Ты, – и быстрые
зайцы в норы скалы крутой
765
тут же устремилися.
Дланью твоей создана, Луна на месяцы делит
годы и, полня ущерб своего подвижного лика,
то половинным серпом, то полным кругом блистает.
Только закатится блеск Титана в урочное время
770
и возвратит просторы земли исконному мраку, –
тут уж пора из пещер выходить звериному роду.
Желтых львиц тогда отпрыски хищные
жертвы ждут в прокорм, жалобно рыкая:
и питья, и яств просят, голодные,
775
чтобы дал им Бог; если ж сияющий
в небе день блеснул, – леса насельники,
звери, все спешат, да не увидят их,
к логовищам возвратиться в чащу.
Сам человек, коль дела его ждут, да не бродит бесцельно,
780
бодрствует, ум устремив на дневные заботы, от коих
освобождает, придя безмятежным светочем, Веспер,
сон принося и отдых ему. О Владычица мира,
Мудрость великая, ты, сотворив просторы земные,
правишь и небо, и дол; и твои повеленья – конечно,
785
немногословно, но все ж – Земля великая славит.
Прославляет тебя судоходное
море, тварей больших и маленьких
и бесчисленных рыб кормящее;
здесь глазами блестит огромный Кит:
790
то скрывая в волнах чешую спины,
то игриво хребтом разрезая гладь, –
силу творца являет собой.
Ибо все, что есть в мире Твоем, –
все от милостивой длани Господа:
795
от решений Твоих жизнь зависит живущих,
а коли ты отдашь их смерти хищной, –
простятся с жизнью.
Всяк в положенный срок зверь насыщается,
ибо длань твоя уделяет пищу:
800
Если обильною грудой благо
тварям дарит она, – всяк бывает сытым,
травояд и хищник; но едва лишь лик свой
Ты от них отвернешь, или же грозным глянешь
взором, – сразу жизнь уходит,
805
растворяясь в бесплодном ветре
и расставаясь с телом бренным,
а оно прекращает
чередой вздыматься вдохов и выдохов
и прахом тонким становится вскоре.
810
Но снова Воли Твоей живящим
порывом рождают полные чрева
потомство, и оно
не дает истребиться роду, –
вместо погибших
815
вновь несет Земля молодую поросль.
И покуда – Зари обновитель –
годы все новые Солнце выводит,
покуда, сверкая темною ночью,
объемлют звезды окружность мира, –
820
будет мир греметь Божеству хвалами.
Итак, уверимся:
Божье никогда не прейдет величье;
Бог охвачен Сам радостью зрелища
столь великих дел, кои закончил Он
825
к дню седьмому, творец могучий.
От Его кивка Земля трепещет,
от Его касанья горы,
черным туманом
небеса застлав, испускают плотный
830
из вершины пар, выдыхая тучи.
И покуда свод в беге свободном
будет влечь семь звезд, мы неустанно
Отца вселенной будем славить имя,
ладом бегущим ведя семиголосую песнь.
835
Будем песне святой вечно
предаваться и Бога
в превеликой радости
выше небес прославим.
Он и от бед грядущих
840
спасет великодушно,
и собранье святых возглашать ему будет
«АЛЛИЛУЙЯ».