Доклад Ю.А.Шичалина
9 ноября в Гимназии прошел педсовет, на котором обсудили тему ежегодной гимназической конференции, традиционно проходящей в апреле. В этом году конференция пройдет 25-26 апреля; выбрана тема «30 веков европейской истории и средства хранения и передачи информации». Ученикам вместе с учителями представится возможность поразмышлять о непрерывности европейской истории, традициях и преемственности, а так же о том, какими способами в течение многих веков хранились и передавались следующим поколениям достижения науки и цивилизации, поэтические, риторические, философские сочинения.
Также Ю. А. Шичалин выступил с докладом по теме тридцати веков европеизма и важности классического образования для европейской цивилизации. Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого сообщения.
«Тридцать веков европеизма никак нельзя свести к истории одной Западной Европы и ее ответвления – стран американского континента. Беспристрастный взгляд на историю европеизма ясно показывает непрерывное сосуществование Европы с ее восточными и южными соседями. Это привело сначала к созданию империи Александра Македонского и эллинистическим монархиям; затем – к созданию Римской империи; затем – к доминирующей роли Византии. В поствизантийский период мощное продвижение Европы на Западное полушарие сопровождалось целым рядом территориальных потерь на Востоке, которые в известной мере компенсировались культурным проникновением греков на Восток, приведшим к мощному развитию сирийской, армянской, грузинской, арабской и персидской литературы и философии. Но если продвижение европеизма на Западе и в России было жестко связано с христианством, то на Востоке этой жесткой связи не было.
Для сегодняшней ситуации это по сей день имеет решающее значение: мы едва ли можем всерьез предполагать, что мусульманские страны, так или иначе приобщенные к достижениям греческой образованности, откажутся от всех преимуществ ставших глобальными информационных и образовательных институтов и методик европеизма; но как для этих стран, так и для Китая с Индией усвоение христианской основы европейской культуры может быть результатом очень сложных и подчас болезненных процессов. Но о скорости процессов усвоения европеизма (спорт, музыка, философия, литература) можно судить по Японии; стремительна сегодняшняя европеизация Китая, и вопрос о целостном осмыслении в этих странах истории Европы, за три тысячелетия приобретшей планетарное распространение, – это вопрос даже не десятилетий, а нескольких лет.
Но при этом все разговоры о глобализации никак не влияют на образовательные программы в России: мы по-прежнему изучаем античность–средние века–возрождение, между тем как на наших глазах произошла глобализация именно европейских способов фиксации, хранения и передачи информации и европейской системы образования. Результаты тридцати веков европейской культуры, из которых двадцать веков принадлежат христианской Европе, должны не только быть заново осмыслены, но и войти в школьные учебники.
Разумеется, учитывая многообразие потенциальной аудитории, в изложении основ европеизма необходима вариативность, но при любом идеологическом подходе константы останутся общими: в области работы с информацией – алфавит–свиток–кодекс–печатная книга–компьютер; в области образования – институт начальной, средней и высшей школы, построенный на основе выделения классических текстов, консервируемых и транслируемых в приоритетном порядке, в сочетании с системой научных дисциплин, предлагающий различные и постоянно меняющиеся варианты рационалистического взгляда на мир.
Греческая и римская цивилизации создают и транслируют образовательную систему на фоне язычества, раз и навсегда смененного христианством, чьими первыми языками стали греческий и латынь; для всей последующей Западной Европы и России, как уже было сказано, освоение и репродукция европейской образовательной системы обеспечена Христианской Церковью. Поэтому, если речь идет о православных школах, то тут мы получаем следующую картину трех тысячелетий: от изобретения алфавита до Рождества Христова – евангельское приуготовление; первое тысячелетие нашей, то есть христианской эры – существование нераздельной Церкви; второе тысячелетие христианской эры – разделение церквей с дальнейшим дроблением западной церкви.
При любом взгляде на тридцать веков европеизма очевидным остается тот факт, что первым языком Европы, исправно служившим в качестве первого и наиболее развитого языка образования, науки и Церкви в течение примерно двадцати пяти веков (от изобретения греками алфавита до падения Константинополя) был греческий язык; вторым языком, представлявшим европеизм в течение двадцати трех веков (со второй половины III века до Р.Х. до начала XX века), был латинский; развитие прочих языков всякий раз обеспечивалось усвоением и развитием европейской системы образования в тех государствах, которые представляли носителей данного языка.
Освоение и развитие европейской системы научного знания естественным образом опиралось на владение этими языками, позволяющими из первых рук черпать информацию о величайших достижениях европейского разума. Поэтому наличие в образовательной системе того или иного государства классических гимназий, то есть школ с двумя древними классическими языками и двумя-тремя современными языками, свидетельствует об интеллектуальном и историческом кругозоре соответствующих народов и принципиально обеспечивает перспективы их развития».